Перейти в форум
 
 

Главная страница - Журнал "Жасstаr"

Журнал "Жасstar"

Слово ученому

Волонтерская деятельность как фактор формирования положительной мотивации подростков на участие в социальной деятельности

Елена Богданова

Новосибирский университет

Термин «добровольчество» в современном его понимании или тем более «волонтерство» не был знаком России до середины 80-х годов ХХ века. Понимание этого термина в общественном сознании не однозначно. На бытовом уровне данное понятие включает и людей, согласившихся участвовать в научных экспериментах, и военных, пожелавших служить в армии, и тех, кто вызвался помогать в чрезвычайных ситуациях. Некоторые относят его и к недавнему прошлому страны, вспоминая, например, комсомольцев-добровольцев. Во всяком случае, большинство россиян верно улавливают суть явления, заключающуюся в доброй воле людей участвовать в чем-то конкретном, что выходит за рамки индивидуальных или семейных интересов.

Характерной чертой последних лет стало возрождение традиций благотворительности и взаимоподдержки, которые нашли свое проявление во вновь создающихся общественных организациях различной направленности, в том числе добровольческой. Одной из особенностей развития общественного движения в нашей стране является развитие детского волонтерского движения.

Проанализировав и сопоставив современные подходы к понятию волонтерской деятельности (М. Олчман, П. Джордан, Саломон Л., Анхайер Х., Л.Е. Никитина, И.М. Желтикова, С.В. Тетерский), мы под волонтерской деятельностью понимаем такую деятельность, при которой человек часть своего свободного (личного) времени, а следовательно, сил, энергии, знаний, опыта добровольно (без принуждения или указания «сверху») тратит на выполнение деятельности, которая приносит пользу другим людям или обществу в целом.

Специфика волонтерской деятельности позволяет рассматривать ее как часть социальной работы. Именно в таком виде волонтерская деятельность развивается сегодня в США, где волонтерство – это сфера профессиональной деятельности: необходим обязательный образовательный минимум, который должен получить волонтер; производится комплексный отбор для участия в волонтерской деятельности; выдается сертификат волонтера и т.д. В современной России волонтерская деятельность u1080 имеет ряд существенных отличий.

Мировая тенденция развития волонтерского движения заключается в заданности, стимулировании и поддержке волонтерской деятельности со стороны властных структур и государства, т.е. можно говорить о специфике развития волонтерства «сверху». В России же волонтерская деятельность развивается как инициативная деятельность по решению возникающих проблем самими людьми, как проявление определенной социальной активности и гражданской позиции, т. е. тенденция «снизу».

Возрастные различия участников волонтерской деятельности. Современный мировой опыт ориентирован в большей степени на молодежь и взрослое население. В России же, наоборот, более активно проявляет себя в волонтерской деятельности подрастающее поколение.

Вышеназванные отличия позволяют рассматривать волонтерскую деятельность подрастающего поколения не только с социальных, но и с педагогических позиций. Педагогическая сущность волонтерской деятельности состоит в том, что волонтерство можно рассматривать, с одной стороны, с позиции воспитания: формирования и развития ценностей подростков, изменения психологических качеств, мотивации на участие в деятельности, отношения к себе и окружающим людям. И с другой стороны, с позиции образования, прежде всего социального: усвоение социальных норм, знаний, формирование социального опыта, а также овладение технологией, приемами и формами организации волонтерской деятельности.

В современной социальной практике деятельность детских и подростковых волонтерских организаций достаточно распространена. Нами было проведено изучение программ деятельности волонтерских подростковых организаций: центр «Инициатива» (г. Кемерово); Добровольческий центр г. Искитима НСО; Новосибирская областная общественная организация детских, подростковых и молодежных инициатив «Созвездие Лидер»; детская общественная организация Советского района г. Новосибирска «Районное объединение поддержки подростковых инициатив» (РОППИ) и др. Анализируя опыт деятельности этих организаций, можно выделить следующие особенности развития волонтерской деятельности детей и подростков на современном этапе.

Широкий спектр направлений деятельности волонтерских отрядов. Они не ограничиваются только оказанием социальной помощи, а включают в поле своей деятельности направления актуальные для современных подростков.

Профориентация – сотрудничество с организациями в рамках совместной деятельности, содействие молодежи в выборе профессии: предоставление информации о существующих организациях, содействие встречам с сотрудниками, составление рекомендательных писем, освоение и «примерка» различных социальных и профессиональных ролей, выбор профессионального будущего на основании имеющегося опыта и информации.

Социальная работа – сбор одежды и игрушек для детских домов и лечебных учреждений, проведение утренников и игровых программ с детьми, поиск потенциальных шефов над детскими домами и приютами.

Пропаганда здорового образа жизни – проведение различных акций, направленных на профилактику негативных явлений в молодежной среде, семинаров для молодежи по пропаганде здорового образа жизни, тренингов на осознанное противостояние наркотикам и насилию.

Социальное образование – проведение различных интересных и познавательных встреч, формирование навыков общения, поведения в экстремальных ситуациях, формирование социальной Развитие молодежного добровольческого движения – проведение профильных добровольческих лагерей, формирование положительного имиджа, продвижение и признание идей добровольчества.

Широкая база деятельности подростковых волонтерских отрядов. На современном этапе базой создания волонтерских организаций являются:

- общеобразовательные учреждения, школы;

- учреждения дополнительного образования;

- общественные организации;

- социально-педагогические центры;

- детские оздоровительные центры.

Анализируя программы деятельности волонтерских организаций, в большинстве программ можно выделить наличие одинаковых этапов по работе с волонтерами, среди которых наиболее часто встречаются два: обучение волонтерской деятельности как предварительный этап волонтерской деятельности и мотивация, поддержка и поощрение участников волонтерской деятельности.

Волонтерская деятельность, в отличие от других видов деятельности, предоставляет широкий спектр возможностей для удовлетворения самых разнообразных потребностей подростков. В том числе и потребность в межвозрастном общении. С одной стороны, сами участники волонтерской деятельности, как правило, люди разных возрастов, членами организации могут быть одновременно и школьники, и студенты, и педагоги, и взрослые. А с другой стороны, те люди, которым они оказывают помощь.

Широкая распространенность волонтерской деятельности подростков в социальной практике поставила перед нами необходимость изучение мотивации участия современных подростков в волонтерской деятельности и на основании выявленных результатов определение путей формирования положительной мотивации подростков на участие в волонтерской деятельности.

Базой исследования являлись учащиеся Новосибирского городского педагогического лицея, члены Новосибирской областной общественной организации детей, подростков и молодежи «Созвездие Лидер», участники 3-дневного выездного семинара-практикума «Организация подготовки волонтеров для работы в подростковых объединениях», члены «Корпуса волонтеров» ДОЦ «Лазурный».

Выявление мотивации участия подростков в волонтерской деятельности проводилось по следующим направлениям.

Сравнение мотивации участия подростков и взрослых в волонтерской деятельности. Санкт-Петербургская волонтерская организация «Невский ангел», объединяющая взрослых волонтеров, опубликовала данные социологического исследования мотивации взрослых на участие в добровольческой деятельности. Аналогичное исследование нами было проведено среди подростков г. Новосибирска, членов волонтерских организаций.

Мотивация подростков связана, прежде всего, с удовлетворением возрастных потребностей: в общении, интересном проведении свободного времени, нахождением новых друзей и единомышленников. Выбор же взрослых связан, скорее, с предпочтительностью для волонтера декларировать значимость своего участия в публичной деятельности, нежели признание собственного одиночества и имеющейся неустроенности приватной жизни.

Также подростки выделяют желательное развитие для себя таких позитивных черт характера, как, например, коммуникабельность, контактность, возможность для самореализации. Взрослых привлекают более прагматичные мотивы: получение новых навыков, профессиональной переквалификации, получение рекомендаций для последующего трудоустройства.

Нами проводилось изучение изменения мотивации участия в волонтерской деятельности подростков, участвующих в волонтерской деятельности в течение года.

Можно отметить, что за время «включенности» подростков в волонтерскую деятельность меняется мотивация их участия в этой деятельности. Снижается количество подростков, для которых волонтерская деятельность является формой проведения свободного времени, подростки начинают осознавать значимость этой деятельности как для общества, так и для себя лично как с точки зрения решения собственных проблем и расширения возможностей для самореализации, так и с точки зрения получения новых знаний и расширения социального опыта.

Анализируя полученные данные, мы пришли к выводу о различии мотивов участия в волонтерской деятельности подростков разного возраста. На первое место младшие подростки ставят общение и интересный досуг, а для старших уже важна самореализация и социальная значимость деятельности. При этом в качестве антистимулов к добровольческой деятельности подростками отмечаются:

- отсутствие признания социумом значимости деятельности (69%),

- плохая организация работ (31%),

- неинтересно и надоело (34%),

- отнимает слишком много времени (31%).

Было проведено изучение мотивации детей, включенных в волонтерскую деятельность и не включенных в нее. Для обработки полученных данных нами был использован метод рейтингового голосования. Участникам анкетирования было предложено расставить по степени важности причины, по которым они бы согласились заниматься волонтерской деятельностью.

Анализ полученных результатов, показал, что среди подростков, не включенных в волонтерскую деятельность, лишь только 2% среди анкетируемых негативно отнеслись к волонтерской деятельности, подавляющее большинство подростков готово заниматься такой деятельностью, стало быть, есть условия для развития подросткового волонтерского движения; есть различие в мотивации участия подростков в волонтерской деятельности. Подростки-волонтеры на первое место ставят мотивы помощи и заботы, подростки же не волонтеры на первое место ставят интересное времяпрепровождение и общение.

Необходимо отметить, что дети включаются в деятельность лишь тогда, когда они видят в ней перспективу интересной жизни, возможность удовлетворения своих интересов. Важно, чтобы организация повышала социальную значимость их деятельности, делала их более «взрослыми», формировала у них чувство самоуважения и уверенности в себе.

В процессе участия в волонтерской деятельности у 60% подростков меняется мотивация, важной становится уже сама деятельность. Часть детей (25%) по-прежнему считает важным для себя общение с друзьями и возможность интересно провести досуг, а 15% не стали заниматься волонтерской деятельностью, посчитав ее малопривлекательной и непрестижной.

Происходит знакомство с многообразием форм социальной активности; расширение опыта общения; расширение представлений о возможностях самореализации других и собственной; взаимообогащение социальным опытом; «заражение» привлекательным примером целеполагания и достижения цели сверстников; формирование ценностных ориентаций в соответствии с направленностью коллектива. Опыт «гармонизации своего «Я» с интересами других; опыт постановки и достижения социально значимых целей в совместной деятельности; усвоение общечеловеческой гуманистической культуры отношений.

Большинство подростков важным моментом для себя в волонтерской деятельности видят социальную значимость работы, хотят испытать чувство успешности от деятельности. Однако социальную значимость деятельности отмечают лишь старшие подростки. Стало быть, если повысить социальную значимость волонтерской деятельности, то в результате возможно:

- увеличить количество детей, включенных в волонтерскую деятельность;

- сделать эту деятельность более привлекательной для старших подростков.

В повседневной жизни подростков подчас единственным шансом увидеть результаты собственных усилий, признаваемые окружающими, оказывается учеба, когда, к примеру, написав сочинение, ученик получает оценку. Характерная особенность участия в добровольческой созидательной деятельности возможность для молодого человека увидеть результат собственного труда – улыбку воспитанника детского дома после благотворительного праздника, посаженные в парке деревья, убранный двор. Участие в добровольческой деятельности за счет вышеуказанного фактора формирует в подростке привычку, потребность в деятельности, приносящей созидательные плоды, дающей неоспоримый результат.

Журнал "Жасstar", №1 (19), январь-март 2009 г.


[ Вернуться к содержанию ]

НОВЫЙ НОМЕР

№1-2 (51-52) 2017

Архив номеров

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Перейти в фотогалерею

 

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

Просмотреть мероприятия

ПОИСК ПО САЙТУ



 

© 2006 – 2019 Республиканский Союз детских общественных организаций Казахстана «Жулдыз».
Адрес: Республика Казахстан, г. Кошектау, ул. Абая, 112 а, офис 207 (2 этаж). Телефоны: 8 (7162) 502591, 721226, e-mail: sdoozhuldyz@mail.ru
При перепечатке материалов ссылка на источник обязательна. Авторы Интернет-проекта www.zhuldyz.kz: Данил Конищев, Лидия Тришечкина, web: Муратбек Жусупеков.
Авторская группа DALI

Перейти на главную страницу Перейти в форум