Перейти в форум
 
 

Главная страница - Журнал "Жасstаr"

Журнал "Жасstar"

Слово ученому

ВАРИАТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

В статье раскрываются основные направления деятельности Союза детских организаций Тамбовской области по формированию лидерских качеств старшеклассников. Подробно рассмотрен проект «Ассамблея детских организаций». Обобщен опыт работы школы актива, детской думы, мастер-классов, конкурсов лидеров.

Ключевые слова: лидерство, лидерский потенциал, Ассамблея детских организаций, интерактивная деятельность, модуль программы «Я – лидер».

 

Современное общество нуждается в социально активных, грамотных, творческих, думающих, умеющих принимать на себя ответственность гражданах, в лидерах. Лидерство – это многоплановое, многоаспектное явление, средство самовыражения и самоопределения личности, и потому в современной науке существуют различные подходы к изучению этой проблемы. Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о богатых традициях в изучении феномена лидерства. Уникальность этого социального явления обусловила появление многочисленных теоретических концепций. Большое количество теорий лидерства, разработанных в психологии и педагогике, свидетельствует о высокой практической значимости этого понятия.

Проблема изучения феномена лидерства и создания благоприятных условий для развития лидерского потенциала старшеклассников в условиях детских общественных организаций имеет сегодня большую социальную значимость. Детская организация в современной России является самостоятельным фактором развития личности и эффективным инструментом совершенствования

социальных отношений, а детское лидерство – актуальной проблемой современной российской действительности. Этим, в свою очередь, обусловлена актуальность осмысления проблемы подросткового лидерства и поиска наиболее эффективных форм и методов развития лидерского потенциала старших школьников. Необходимость обращения к научному изучению феномена детского лидерства обусловлена также и тем, что современное исследование этой проблемы, на наш взгляд, остаётся недостаточным, несмотря на то что в настоящее время имеются работы, раскрывающие некоторые педагогические аспекты формирования и развития лидерского потенциала подростков в условиях детской общественной организации. Очевидно, что требуется более предметное исследование проблемы феномена детского лидерства в современной российской действительности.

Успешная организация процесса социализации подростка возможна только в определённой социальной среде. На наш взгляд, наиболее эффективной социальной средой, способствующей формированию и успешному развитию лидерской одарённости школьников Тамбовщины, является Союз детских организаций Тамбовской области.

Многолетний опыт деятельности Союза детских организаций показывает, что объединение городских и районных детских организаций в рамках регионального общественного движения в настоящее время является оправданным и целесообразным. Вместе с тем, территориальные организации географически отдалены друг от друга, и существует необходимость проведения общих сборов актива этих организаций с целью укрепления и развития Тамбовской региональной общественной организации «Союз детских организаций» посредством усиления взаимодействия между детскими организациями и распространения передового опыта. Традиционно Тамбовская региональная общественная организация «Союз детских организаций» совместно с Комитетом по делам молодежи, физической культуре и спорту администрации города Тамбова при поддержке управления социальной защиты населения Тамбовской области и управления образования и науки, проводит сборы актива – ассамблеи детских организаций, ориентированные на отработку технологий и механизмов совместной деятельности.

Для общественных организаций, участников программы ассамблей ее реализация предполагает вполне определенные интересы – это оздоровление, занятость, обучение современным технологиям межсекторного взаимодействия и управлению общественной организацией. Ассамблея – это, прежде всего, возможность использования кадрового и интеллектуального ресурса для разработки и реализации различных программ Союза детских организаций, реализации государственной молодежной политики, развития местного сообщества, выполнение программы «Развитие и поддержка деятельности детских общественных объединений в Тамбовской области». Союз детских организаций содействует выявлению и воспитанию лидеров детского движения через оказание образовательной, методической, консультационной и информационной помощи в рамках проекта «Ассамблея детских организаций». Данная работа проводится уже 16 лет и имеет перспективы устойчивого развития. Благодаря систематическим сборам, детское движение в Тамбовской области имеет свою индивидуальность, творческий потенциал, неиссякаемую энергию, что позволяет от ассамблеи к ассамблее продолжать активную работу, создавать новые программы и направления деятельности.

Главная цель проведения ассамблей – это содействие социальной адаптации детей в современном обществе, подготовка их к участию в общественно-политической и экономической жизни, а так же осознание ими своей роли в организации, истинных ценностей и нравственно-эстетических жизненных приоритетов. Обязательным условием проекта является проведение ассамблеи на базе оздоровительных лагерей, что позволяет организаторам успешно сочетать формы и методы интерактивного обучения ребят и их оздоровления.

История Союза насчитывает 32 ассамблеи. Создание возможности равноправного сотрудничества – традиционная задача каждой Ассамблеи. Это достигается посредством смены ролей «взрослый – ребенок». Исходя из возрастных особенностей, при разработке программ выбираются сюжетно-ролевые модели, включающие в себя многофункциональные тренинги. При этом учитывается, что создаваемая сфера отношений участников ассамблеи должна быть гуманной и способствовать формированию лидерских качеств и организаторских способностей детей и подростков через их включение в сложные ситуации, различные игры и т.д.

За время реализации проекта ребята из детских организаций всех городов и районов области побывали в «Олимпийской деревне», на «Рождественской зимовке», «Звездной галактике», в «Университете детских организаций», «Марафоне игр», в «Изумрудной стране», «Империи детских организаций», в «Разных мирах», «Фабрике успеха», поучаствовали в «Параде времен», «Большой перемене», «Политике сердца» и многих других сменах, которые позволили участникам развить способности: оценивать ситуацию, моделировать и организовывать мероприятия по собственным проектам и т.д. Содержание каждой ассамблеи – это ценные советы, рекомендации, методические разработки. Например, тема XXII Ассамблеи – «Летний призыв» (2004 г.); прежде всего – это призыв молодых людей к активности, молодежному самоуправлению, новым идеям, а также призыв к старту реализации областной программы Союза детских организаций «Наследники Великой Победы», посвященной 60-летию Победы.

Работа была организована с использованием различных форм интерактивной деятельности: творческое пространство, самопрезентации, клубная деятельность, профессионально-ориентированные консультации, деловые и военно-спортивные игры и др. Программа ассамблеи была направлена на развитие лидерских качеств детей, на проектирование деятельности детских организаций и реализацию творческого потенциала. Привлечение к работе волонтеров – студентов ТГУ имени Г.Р. Державина, прошедших в свое время школу ассамблей, дает возможность детям увидеть перспективу личностного роста, стимулировать выбор общественно полезных видов деятельности, создавать пространство для свободного общения.

Реализация целей и задач юбилейной зимней XXV Ассамблеи (2006 г.) состояла в организации сюжетно-ролевой игры «Звездная коллекция». Цель Ассамблеи: обоснование новых подходов к организации деятельности детских объединений, разработка основных идей, проектов их взаимодействия. Вся деятельность детских объединений и организаций должна быть демократически устроена, направлена на улучшение жизни членов объединения, в ходе которой у ребят формируются субъектные качества, умения правового взаимодействия и участия в социальном творчестве. Для этого необходимо научить подростков цивилизованно взаимодействовать, находить средства для урегулирования своих отношений на всех уровнях общения, преобразовывать обстоятельства своей жизни в соответствии с законами, принятыми в обществе.

В рамках Ассамблеи четыре клуба коллекционеров (отряда) создавали свою коллекцию по выбранному направлению: создание коллекции легенд Союза, сбор игр Союза, воспоминания о самых ярких ассамблеях, сбор основных программ и акций Союза детских организаций Тамбовской области. Результаты своей работы клубы демонстрировали на закрытии в виде творческого отчета и оформления стендов по своей тематике. Образовательный блок «Золотая коллекция» объединил ребят по группам: активисты, приехавшие первый раз; президенты детских организаций; активисты – будущие стажеры и вожатые ассамблей; активисты, приехавшие на ассамблею второй и более раз.

Одним из самых интересных мероприятий стало проведение блокоста «Мы против...». Его цель: пропаганда здорового образа жизни. Форма – построение линии защиты против вредных привычек. Каждый отряд готовил выступление на тему «Мы против...». Ребята участвовали в обсуждении вопросов (работал свободный микрофон): «Почему люди обращаются к вредным привычкам?» (от скуки – предлагались различные способы досуга, в т.ч. и деятельность в ДШО; из любопытства – необходимо как можно больше знаний о вредности...; экстремальные ощущения – предлагалось обратиться к спорту...). «Чем мы можем помочь людям, попавшим в зависимость?» Итог мероприятия: оформление плаката «Мы за...». Результатом данного мероприятия стало последействие: в каждом отряде был продолжен разговор на эту тему, ребят очень затронула проблема вредных привычек. Многие при подведении итогов ассамблеи назвали это мероприятие самым важным.

В рамках ассамблеи был проведен круглый стол детских организаций. Обсуждались вопросы: как налажена работа в вашей детской организации? (ребята говорили о структуре детских организаций, органах самоуправления, результатах работы); программы и проекты этого года в детских школьных организациях (ДШО) (многие говорили о мероприятиях, посвященных традиционным праздничным датам); проблемы ДШО и способы их решения (мало ребят в ДШО, отсутствие материальной базы, автобуса, отсутствие вожатой). Традиционно на ассамблее был проведен в три этапа конкурс лидеров.

1 этап. Пресс-конференция, на которой претенденты на звание «Лидера» не только отвечали на вопросы юных журналистов и зрителей, но и представляли программу деятельности своей детской

организации на будущий год.

2 этап. Практическая часть (путешествие по станциям лидеров). Каждый конкурсант получил возможность на практике продемонстрировать свои организаторские способности. В течение 5-7 минут необходимо было интересно провести свою творческую станцию. Это было экспромтное мероприятие, поэтому на подготовку у конкурсантов было всего 15 минут. Финалистами были представлены следующие игровые станции: «Музыкальная шкатулка», «Пойми меня», «Музыкальный крокодильчик», «Игры Союза», «Песенный марафон».

3 этап. По результатам 2 этапа все конкурсанты были допущены для участия в финальной части конкурса «Лидер XXV Ассамблеи» – «Лучший из лучших», включающей: теоретический конкурс, конкурсы «Формула успеха ДО», «Обращение к молодежи» и описание работы по созданию своей ДО (экспромтный конкурс).

Тема прошедшей XXVI Ассамблеи – саммит «Союз от А до Я», встреча делегаций городов и районов Тамбовской области, на которой был дан старт празднованию 15-летия Союза. Программа была определена на основе приоритетов участников ассамблеи и их предложений по ключевым темам дискуссий: образование и ценности молодого поколения; сохранность здоровья – инвестиция в будущее; развитие детского движения в Тамбовском регионе.

Ассамблея стала генератором идей, новых проектов и программ юбилейных событий СДО, была насыщена творческими изюминками, интересными мероприятиями, деловыми и ролевыми играми. С ребятами работал первоклассный коллектив вожатых. Каждый вожатый – человек творческий и неординарный, друг, помощник, старший товарищ. Все вожатые – выходцы из Союза, благодаря чему существует преемственность поколений, которой гордится СДО.

У каждого ребенка есть свой взгляд на то, каким должен быть мир, и каждый ребенок имеет право наравне со взрослыми решать, каким этот мир станет в будущем. XXVI Ассамблея детских организаций дала возможность через систему различных конкурсов и программ представить взгляды и позиции подростков в отношении проблем молодого поколения; у ребят – активистов детских организаций появилась возможность реализовать свой творческий потенциал, получить практическую подготовку в вопросах развития детского движения; познакомиться с интересными людьми. Юношеский саммит такого масштаба проводился впервые.

Современной России нужны умные и энергичные, квалифицированные и умеющие повести за собой, сделать правильный выбор и реализовать намеченные планы, способные к самовыражению и творческой самореализации молодые люди – строители будущего нашей страны. С этой целью работа с детьми и подростками в рамках проекта «Город лидеров – город возможностей» XXVIII Ассамблеи (август 2007 г.) строилась в плане развития у них таких качеств, как коммуникабельность, ответственность, творческий подход к делу, умение отвечать за свои поступки, отстаивать свои взгляды и повести за собой единомышленников, а также формирования навыков работы в команде, нацеленность на достижение и личную организованность, способность эффективно планировать и использовать рабочее время и информационные технологии.

Одна из основных задач организаторов проекта «Город лидеров – город возможностей» – знакомство участников ассамблеи со структурой организации управления городом и городской инфраструктуры, их значение и деятельность для жителей города. В работе использовались деловые и творческие игры, а также комплекс управленческих, информационных и коммуникационных тренингов с реализацией возможностей летнего отдыха.

Например, участникам XXVIII Ассамблеи была предложена образовательная программа «Я – лидер», которая включала проведение тренингов по соответствующей тематике в рамках проблемы «Организация детского самоуправления». Модуль программы «Я – лидер» направлен на формирование у старшеклассников навыков общения, умения понимать и учитывать интересы других людей, владение основами управления и самоуправления. Он включает основные направления формирования лидерских качеств старшеклассников через школу актива, создание детской думы, конкурс лидеров, организацию шефской работы, мастер-классы, создание информационной базы лидера, разработку и презентацию творческих работ. Общие рекомендации модуля программы «Я – лидер» включают аспекты, представленные в таблице на стр. 54.

По итогам занятий участникам присваивались звания: «Активист», «Лидер», «Суперлидер» в соответствии с усвоенным материалом. Реализация

модуля программы «Я – лидер» способствует повышению эффективности и результативности деятельности как школьных детских организаций, так и Союза детских организаций в целом.

Программа Союза детских организаций «Ассамблея детских организаций» стала лауреатом Всероссийского конкурса, проводимого Министерством образования и науки РФ в номинации вариативных проектов и программ по организации летнего отдыха детей.

Знания, умения и практические навыки, полученные в процессе жизнедеятельности ассамблей, – бесценный методический багаж для дальнейшей работы в коллективах детских общественных формирований.

Очевидно, что современная концепция воспитательной работы в сфере детского движения требует более осмысленного подхода к задачам развития лидерского потенциала активистов. В процессе разработки и реализации многочисленных социально-образовательных программ, проектов и акций Союз детских организаций решает очень актуальную сегодня проблему формирования гражданской позиции у подростков и развития их лидерских компетенций и приобщает старшеклассников к разнообразной социальной деятельности, в процессе которой ребёнок находится в роли лидера, в ситуации успеха. Вовлечение школьников в социальную деятельность, направленную на приобретение лидерского опыта и формирование приоритетных качеств лидера, является важнейшим педагогическим условием формирования лидерского потенциала подростков.

От личностного вклада каждого активиста, каждой школьной организации зависит успешность и плодотворность работы Союза детских организаций. Исключительно со сплочённой и уверенной командой, шагающей в ногу со временем, осуществляется повсеместное его развитие и совершенствование.

Союз детских

Журнал "Жасstar", №2 (24) 2010 г.


[ Вернуться к содержанию ]

НОВЫЙ НОМЕР

№1-2 (51-52) 2017

Архив номеров

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Перейти в фотогалерею

 

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

Просмотреть мероприятия

ПОИСК ПО САЙТУ



 

© 2006 – 2019 Республиканский Союз детских общественных организаций Казахстана «Жулдыз».
Адрес: Республика Казахстан, г. Кошектау, ул. Абая, 112 а, офис 207 (2 этаж). Телефоны: 8 (7162) 502591, 721226, e-mail: sdoozhuldyz@mail.ru
При перепечатке материалов ссылка на источник обязательна. Авторы Интернет-проекта www.zhuldyz.kz: Данил Конищев, Лидия Тришечкина, web: Муратбек Жусупеков.
Авторская группа DALI

Перейти на главную страницу Перейти в форум