Перейти в форум
 
 

Главная страница - Журнал "Жасstаr"

Журнал "Жасstar"

Казахстан:путь к миру и согласию

Мир и согласие как выбор человечества

Тезисы выступления Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева на открытии IV Съезда лидеров мировых и традиционных религий

Сегодня казахстанская земля наполняется светом высочайшей духовности и благословения... В сложное время начала третьего тысячелетия благородные инициативы предыдущих съездов были поддержаны мировой общественностью. Они в немалой степени способствовали тому, что мир не сорвался в пропасть «столкновения цивилизаций». При всех сложностях глобального развития сильные импульсы к диалогу остаются востребованными тенденциями современных общемировых процессов. И я убежден, что четвертый съезд войдет в историю как важная часть глобального диалога, ведущего к обретению человечеством основ справедливого миропорядка в ХХI веке. Началась глобальная трансформация мирового порядка. Человечество, по сути, проходит этап системного кризиса. Глобальная рецессия, на пороге которой оказался мир, угрожает многим обществам масштабным социальным взрывом. Среди более одного миллиарда безработных, насчитывающихся в современном мире, половина – это молодые люди, в том числе и получившие хорошее образование. С утратой возможности достойно трудиться, снижением социальных гарантий растет радикализация и криминализация молодежной среды. В то же время нарастает глобальный кризис морально-нравственных ценностей. Нельзя не видеть, как во многих обществах пропагандируются и насаждаются «лжесвободы». Извращенные взгляды на природу человеческих взаимоотношений пытаются представить в качестве норм современного общества. Мотивация к честному труду подменяется стремлением к быстрой наживе любыми способами. И такая «антимораль» нередко возводится в абсолют. Характерным признаком нарастания морально-нравственного кризиса в мире стали случаи агрессивного очернительства служителей культов, попытки вытеснения религии на обочину социальных процессов. Факты кощунственного отношения к религиозным святыням наблюдаются во многих странах, в отношении практически всех религий. В этом ряду публичные сожжения святых книг, осквернение и поджоги мечетей, храмов, синагог и других культовых сооружений, дискредитация священнослужителей, избиения и убийства представителей паствы. Почему это имеет место? Религия – один из самых прочных защитных барьеров перед бездуховностью и алчностью. Во многие времена именно религия оставалась иногда даже единственной хранительницей народной мудрости, культуры и традиций. Казахстанское общество знает об этом благодаря собственному опыту жизни в условиях безбожного советского режима, особенно в период сталинских гонений. Участники съезда посетят историко-архитектурный мемориал памяти жертв политических репрессий, сооруженный на месте одного из «островов» бывшего зловещего «архипелага ГУЛАГ». Это был так называемый АЛЖИР – Акмолинский лагерь жен изменников родины. В те годы во всем бывшем СССР были уничтожены миллионы невинных людей. В том числе десятки тысяч священнослужителей ислама, христианства и других конфессий. Это была скорбная цена, оплаченная религиями за стойкость и несгибаемость последователей и проповедников Веры в Создателя. Сегодня те безнравственные действия, которые творятся против религий, это явления того же порядка, что и события 20–30-х годов, в ходе которых пытались «низвергнуть» храмы. Мы решительно осуждаем такие выходки и выражаем поддержку всем религиозным лидерам, всем религиям в их противостоянии всплеску воинствующего безбожничества. Современный мир находится на перепутье. ...Никогда в глобальной истории человечества не было более востребованных ценностей, чем мир и согласие. Нельзя не признать, что в сегодняшнем мире ощущается дефицит позитивных концепций мироустройства. Человечество, как это было не раз в прошлом, использует новые открытия, данные ему высшим разумом, не всегда во благо миру. Так, высочайшие информационные технологии и новейшие коммуникации, призванные объединять народы, нередко применяются для разъединения людей, возведения новых барьеров внутри обществ и между странами. Сетевые ресурсы вместо распространения знаний нередко служат для пропаганды порока, извергают потоки лжи, низменных людских инстинктов, братоубийственных призывов и ненависти. Подрываются моральные и нравственные скрепы любого общества – семья, традиции воспитания детей, преемственности поколений и многие другие. Все это горькие реалии современности. В свою очередь я хочу высказать точку зрения, которая является результатом моего политического опыта. Очевидно, что в условиях глобализации вывести мировую экономику из рецессионного ступора можно лишь объединенными усилиями всего сообщества наций. Это признается всеми. Поэтому на Астанинском экономическом форуме я предложил выработать и реализовать в ХХI веке эффективную модель мировых взаимоотношений. Я назвал ее «G-global – Великий мир». Это процветающая глобальная экономика, надежно защищенная от кризисов, с эффективной мировой валютой, справедливой системой торговли и сотрудничества. Это мир, где высокие технологии служат во имя счастья и благополучия всех людей. Это мир справедливости и доверия между народами и государствами, с прочными основами региональной и глобальной безопасности. Это толерантное сообщество наций, где все проблемы решаются на основе согласия и уважения. Это наша планета, навсегда избавленная от угрозы ядерного уничтожения, свободная от оружия массового поражения. Я верю, что человечество обладает необходимыми знаниями и опытом, чтобы создать модель, основанную на пяти фундаментальных принципах. Во-первых, это эволюционность развития социально-политических систем, отказ от революций как форм политического развития. В ХXI веке именно революции, а не религии стали опиумом для народов. Во-вторых, это справедливость, равенство и консенсус во взаимоотношениях между всеми государствами. В-третьих, глобальная транспарентность, отвергающая всякие «двойные стандарты» и «закулисы» в международных отношениях. В-четвертых, конструктивная многополярность как система геополитических балансов, избавленных от блоковой психологии прошлого столетия. И, наконец, в-пятых, глобальная толерантность и доверие как первооснова межкультурного, межрелигиозного и межгосударственного взаимодействия в ХХI веке. Я считаю, что поликультурность, этническое и религиозное многообразие – это не вызов для общества, а огромное преимущество. В ХХI веке толерантность становится ключевым фактором развития и роста инновационной экономики. Нельзя не видеть того факта, что за последние 30 лет наибольшего успеха достигли те страны, которые отличаются этнокультурным разнообразием. Сегодняшний мир нуждается в обобщении и развитии такого опыта. Сегодня глобальный диалог – это не только международные форумы и встречи. Посредством интерактивного общения в нем участвует все большее число людей по всему миру. Предложенные Казахстаном идея и формат G-global в этом плане открывают новые возможности для глобального взаимопонимания и толерантности. Эффективная модель мира и согласия – это базовый фактор успешности развития нашей страны. Независимый Казахстан – это страна, где в мире и согласии живут 140 этносов. Мы вошли в тройку стран с наиболее динамичной экономикой в первом десятилетии ХХI века. Мы создали собственную модель межэтнического согласия. Казахстанец любой этнической или религиозной принадлежности – это равноправный гражданин, неотъемлемая часть единой гражданской общности. И мы создаем условия для того, чтобы каждый человек мог свободно исповедовать свою религию, изучать и пользоваться родным языком, культурой и традициями своего этноса. Высокие ценности, исповедуемые каждой религией, – исламом, православием, католицизмом, протестантскими вероучениями, иудаизмом, буддизмом и другими, – всегда поддерживались казахстанским государством. Поэтому в нашем обществе уже более 20 лет идет процесс духовного ренессанса. Возводятся новые мечети и храмы. Мы работаем над проектом программы укрепления межконфессионального согласия до 2016 года. По инициативе Казахстана в 2010 году прошел Международный год сближения культур, а 2013–2022 годы объявлены ЮНЕСКО Международной декадой сближения культур. В ходе председательства Казахстана в ОБСЕ в 2010 году мы предложили партнерам расширить число измерений евроатлантической и евро-азиатской безопасности, включив в них отдельно вопросы укрепления толерантности. В Декларации Астанинского саммита ОБСЕ нашел отражение ряд наших идей о развитии межконфессионального диалога, укреплении доверия между государствами. Казахстан в течение года возглавлял Организацию исламского сотрудничества. ...Мы предложили ряд инициатив, направленных на развитие сотрудничества мусульманских государств в решении острых социально-экономических проблем, в гуманитарной сфере. Сейчас в мусульманском мире происходят неоднозначные процессы. Здесь есть динамичные экономики и страны с серьезными социально-политическими проблемами. Ислам – это внушительный и растущий пласт культурного и материального наследия человечества. Современное и будущее глобальное сообщество невозможно представить себе без мира ислама. Любые виды его обструкции недальновидны и даже опасны. Надо с пониманием относиться к тому, что происходит в этой части большого и многообразного мира. Казахстан – страна с большинством мусульманского населения. Исламская религия – это одна из духовных опор нашего народа. Мы выработали уникальную формулу общенационального единства и согласия всех казахстанцев, независимо от их религиозной и этнокультурной принадлежности. Съезды лидеров мировых и традиционных религий – это благородный дар Казахстана всему миру. В будущем году исполнится 10 лет со дня созыва первого съезда. Хотел бы предложить по этому случаю в следующем году подготовить и принять специальное обращение совета религиозных лидеров, подчеркнув в нем важность и актуальность диалога, повышение миротворческой роли религиозно-духовных лидеров. Дорогие друзья! Проведение в Астане съездов лидеров мировых и традиционных религий говорит о том, что тезис о непримиримых различиях и разногласиях между религиями – это всего лишь фантом. Враждуют между собой не религии, а люди и государства. Великие мыслители мира называют религию формулой нравственности. У великого Абая есть такие мудрые слова: «Долг верующего – творить добро. Но чего стоит добро, творимое без веры?» Высший смысл любого вероучения состоит в том, чтобы вернуть человека и человечество на путь утраченного совершенства. По материалам : liter.kz, 2013.

Журнал "Жасstar", №2 (36) 2013 г.


[ Вернуться к содержанию ]

НОВЫЙ НОМЕР

№1-2 (51-52) 2017

Архив номеров

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Перейти в фотогалерею

 

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

Просмотреть мероприятия

ПОИСК ПО САЙТУ



 

© 2006 – 2019 Республиканский Союз детских общественных организаций Казахстана «Жулдыз».
Адрес: Республика Казахстан, г. Кошектау, ул. Абая, 112 а, офис 207 (2 этаж). Телефоны: 8 (7162) 502591, 721226, e-mail: sdoozhuldyz@mail.ru
При перепечатке материалов ссылка на источник обязательна. Авторы Интернет-проекта www.zhuldyz.kz: Данил Конищев, Лидия Тришечкина, web: Муратбек Жусупеков.
Авторская группа DALI

Перейти на главную страницу Перейти в форум