Культура мира: сущность и понятияСЕМАШКО Лев Михайлович (р.1941), российский философ и социолог, к.ф.н., доцент, создатель и директор общественного Института Стратегических Сферных (тетрасоциологических) исследований, г. Санкт-Петербург.
Основатель нового направления (с 1975) в социологии - тетрасоциологии как постплюралистической четырехмерной социологической теории, синтезирующей западную структурно-функциональную идею сфер общественного воспроизводства и восточную ценностную идею гармонии как социальной, так и индивидуальной.
Лев Михайлович является создателем и директором мультикультурального и многоязычного Веб-сайта «Новая культура мира как гармония» http://www.peacefromharmony.spb.ru, на котором опубликованы работы более 40 авторов (в том числе детей) из 11 стран мира на четырех языках: русском, английском, эсперанто и португальском. Миссией сайта является «построение гармоничного мира и усиление его социальной опоры», базу которой составляют дети, родители и другие попечители детей.
Культура мира (термин «мир» в этом контексте используется для обозначения состояния, противоположного войне) - понятие, широко используемое для характеристики внутристрановых и международных отношений. Особенно широко оно используется ООН, которая провозглашает укрепление культуры мира в качестве одной из своих стратегических целей, предполагающей обеспечение мира не военным равновесием, а средствами культуры. Для этого было объявлено десятилетие (с 2000 по 2010 гг.) ООН «Международной декадой и ненасилия для детей мира».
Культура мира имеет много разных смыслов. В 2004 г. Л.М. Семашко в рамках и на основе тетрасоциологии ввел разграничение понятий «традиционная культура мира» и «новая культура мира как гармония» или «гармоничный мир». Их различие основывается на различии индустриального и информационного общества и их приоритетов. Современное общество в разных странах на 60-90% является индустриальным и только на 10-40% - информационным, но оно интенсивно растет.
Традиционная культура мира, присущая индустриальному обществу, - это культура равновесия политических и военных сил, которое всегда неустойчиво и направлено не на исключение войн, а только на то, чтобы ограничить или отодвинуть их и удержать гонку вооружений. Поэтому эта культура не имеет эффективных акторов и институтов для предотвращения войн и терроризма, что подтверждают около сорока современных локальных войн и почти ежедневные акты терроризма. Источником, постоянно воспроизводящим их, является культура и порядок социальной дисгармонии индустриального общества, основанного на приоритете денег. Традиционный мир является хрупким и неустойчивым, он чреват бедностью, террором и войнами, в том числе глобальными и межцивилизационными.
Новая культура мира есть культура гармоничного мира, возникающая в информационном обществе, это порядок социальной гармонии как устойчивого равновесия социальных групп и этносов, приоритет которого составляют дети, родители, особенно матери, несущие основное бремя забот о детях, а также педагоги, врачи и воспитатели: они составляют от 50 до 80% населения в разных странах. Эти группы несут основную энергию миролюбия, они являются социальной опорой новой культуры гармоничного мира. Только социальная гармония, создающая новый, гармоничный и устойчивый мир, способна предотвратить войны, террор и бедность. Информационное (глобальное) общество изменяет наши приоритеты и сосредотачивается на гармоничном мире.
Традиционная культура мира индустриального общества только ограничивает возможности для войн и террора, но не предотвращает их. Напротив, новая культура мира, возникающая в информационном обществе, предотвращает их посредством нового социального порядка гармонии. Он создается в новом обществе на основе новых приоритетов,
акторов и институтов.
Если традиционная культура мира является индустриальной, отраслевой, денежно ориентированной, дисгармоничной, то новая культура мира является гуманитарной, информационной, сферной и гармоничной. Она качественно отличается от традиционной и одновременно является ее модернизацией и усилением.
Гармоничный мир предотвращает войны, террор и нищету, а дисгармоничный (традиционный) мир сохраняет почву для них. Но первый вырастает из второго, внутри его.
Порядок социальной гармонии, лежащий в основе новой культуры мира, строится на приоритете детей, родителей и особенно матерей, который создает устойчивый баланс социальных групп и этносов. Этот порядок создается соответствующими акторами и институтами, которые преодолевают социальные источники войн, террора и бедности.
Порядок социальной гармонии возникает в информационном обществе и постепенно вытесняет социальную дисгармонию индустриального общества. Постиндустриальное общество усиливает гармоничный мир через новые правовые институты и информационные технологии, которые хорошо вооружают миролюбивый приоритет детей, родителей и попечителей.
Порядок социальной гармонии (гармоничный мир) - новая качественная ступень в развитии цивилизации. Он альтернативен дисгармоничному порядку (традиционному миру) индустриального общества, построенному на приоритете денег и насилия, который порождает войны, террор и бедность.
Дисгармония современного общества поставила его на грань самоуничтожения в вой-
нах, в оружии массового уничтожения и его распространении, в терроре, в столкновении цивилизаций, в разрушении семьи и окружающей среды, в бедности пяти миллиардов населения из шести, в «бедности, дискриминации и заброшенности» (это определение Специальной Сессии ООН по вопросам детства, май 2002) детей - нашего будущего.
Преодолеть угрозу самоуничтожения способна только новая культура мира, воплощенная в порядке социальной гармонии, построенном на приоритете детей, родителей и попечителей. Без использования их огромного миролюбивого потенциала, который не востребован до сих пор, невозможно создание новой культуры гармоничного мира и порядка социальной гармонии, предотвращающих войны, террор, бедность и самоуничтожение.
К институтам и ресурсам новой культуры мира можно отнести следующее:
1. Тетрасоциологию как научную теорию и гуманистическую идеологию социальной гармонии четырех сферных классов населения (включая детей) любой страны и мира, самоидентификация которых превращает эти классы в акторов социальной гармонии.
2. Полилог цивилизаций как мультикультуральный и многомерный диалог для достижения гармоничного мира и понимания социальной гармонии в локальных и приграничных регионах.
3. Сферную демократию как государство социальной гармонии и гармоничного мира, построенную на равном распределении власти между сферными классами, между мужчинами и женщинами, между поколениями и на всеобщем избирательном праве, включающем избирательное право несовершеннолетних детей, исполняемом родителями.
4. Глобальное объединение матерей мира как самое влиятельное движение к социальной гармонии и как самую мощную миролюбивую силу современности в новой культуре гармоничного мира.
5. Глобальное объединение отцов, любящих детей и заботящихся о них, выступающих против войн.
6. Избирательное право детей, исполняемое родителями, как правовой и социокультурный институт, создающий законодательный механизм приоритета детей, родителей и попечителей и консолидирующий социальную опору новой культуры гармоничного мира.
7. Антитеррористический (антидевиантный, ненасильственный) иммунитет как социальный капитал и культура гармоничного мира.
И другие.
Новая культура мира, способная предотвратить самоуничтожение человечества, является актуальнейшей задачей XXI в. Журнал "Жасstar", №2 (36) 2013 г. [ Вернуться к содержанию ]
|