Перейти в форум
 
 

Главная страница - Журнал "Жасstаr"

Журнал "Жасstar"

Наука о культуре мира

Социально-педагогические основы воспитания детей в духе культуры мира в детских и молодёжных общественных организациях

Виктор ЛИТВИНОВИЧ, к.п.н. доцент МГЛУ г.Минск

В начале XXI общественность на уровне государств, мировых религий, человеческих цивилизаций, различных образовательных и воспитательных систем осознала необходимость установить в мире дух сотрудничества, толерантности и дружбы между людьми, народами и государствами. Успех в этом деле зависит как от политики, так и от образования, от результатов обучения, воспитания и развития детей и молодёжи, от интеллектуальных, духовных и нравственных качеств личности. Анализ современной гуманитарной практики показывает, что сегодня ощутим приоритет толерантной, гуманистически ориентированной, открытой к общению с людьми различных национальностей, демократической, миролюбивой личности, что находит подтверждение в документах ООН и ЮНЕСКО, в законах Российской Федерации и Республики Беларусь «Об образовании», принципах государственной политики в этой сфере. Индивид, не делящий мир на своих и чужих, друзей и врагов на основании национальности и культуры, будет иметь большую возможность участвовать в созидательных глобальных процессах, сотрудничать с людьми различных национальностей во имя мира и прогресса, сопричастно относиться к проблемам других людей. Глобализация с ее противоречивыми явлениями выдвигает перед современным образованием сложную задачу подготовки детей и молодежи к жизни в условиях многонациональной и поликультурной среды, формирования умений общаться и сотрудничать с людьми разных национальностей. В настоящий момент человечество находится на том уровне, когда наличие и рост проявления многообразия культур требует перестройки образования в контексте концепции поликультурности общества. Культура мира – новая, формирующаяся в противоречиях и столкновениях традиций, взглядов и убеждений система идеологических, экономических, социальных, культурных, социально-психологических, педагогических факторов, явлений, процессов, которые оказывают друг на друга глубокое, взаимовлияющее и взаимообогащающее воздействие. Должна ли это быть «культура мира» - общая для всех стран концепция или «культура мира», присущая отдельно взятому народу? Или данный термин можно трактовать более плюралистично, как «культуры мира», тем самым отражая ту часть существующего определения ЮНЕСКО, что «культура мира» не может быть импортирована или навязана со стороны, а должна получить развитие изнутри самой культуры народа? Основные позиции базируются на широком позитивном понимании мира, на сочетании ценностных установок, морально-этических норм и учете разных культурно-исторических традиций, типов поведения и образов жизни. Эти позиции поощряют уважение к жизни, уважение человека и всех его прав; отказ от насилия и стремление к предупреждению насильственных конфликтов, к решению проблем на основе диалога и переговоров; признание равных прав и возможностей мужчин и женщин, прав каждого на свободу выражения мнений, убеждений и на получение информации; приверженность принципам демократии, свободы, справедливости, терпимости, солидарности, сотрудничества, плюрализма, культурного разнообразия, диалога и взаимопонимания как между народами, так и между этническими, религиозными, культурными и другими группами, между отдельными людьми; приверженность принципам социально ориентированного общества, которое охраняет права слабых; всестороннее участие в защите и развитии окружающей среды, в процессе удовлетворения потребностей нынешних и будущих поколений. В рамках новой концепции продолжаются теоретические поиски, ведется практическая работа. Как на начальном, так и на последующих этапах становления и развития данной концепции и ее практической реализации заметная роль принадлежала ЮНЕСКО. Разработанная на основе этой концепции в 1994 году программа включает в себя реализацию ЮНЕСКО трансдисциплинарного проекта «На пути к культуре мира» в области образования, культуры, социальной и гражданских сферах, осуществляемого во многих странах мира. Предусматривается, что в каждой стране данный проект будет реализовываться по-своему, через независимые саморазвивающиеся национальные программы, разработанные в свою очередь на основе национальной концепции, определяющей свои приоритеты, и содержать соответствующие им акции. Анализ правовых документов так же показывает, что обязанность стран поставить образование на службу мира и защиты прав человека закреплена в международном праве и национальном законодательстве. Одним из важнейших источников и резервом развития общества является накопленный потенциал проверенных временем общечеловеческих ценностей культуры. Процесс их освоения уже идет, но бессистемно и хаотично. Нередко прогрессивный зарубежный опыт переносится «вслепую», без его серьезного и критического переосмысления. Сколь бы самобытны ни были наша страна и общество, нам не обойтись без освоения цивилизационных ценностей - открытости в политике, уважении личности и закона, плюрализма мнений, политической и религиозной терпимости, приоритета ненасилия, компромисса и сотрудничества в разрешении конфликтов. Система воспитания детей и молодёжи в детских и молодёжных общественных объединениях в духе культуры мира есть процесс формирования личности – проводника идей мира, характеризующейся убеждениями в единстве и целостности мира, осознанием данной категории как аксиологического императива современности, обладающей устойчивыми умениями осуществлять на практике идеи культуры мира. На основании осмысления и понимания феномена культуры мира, учёта социально-педагогических принципов (связь сферы воспитания и сферы базовой культуры личности, связь образования и воспитания с политикой, связь сферы образования и воспитания с религией, связь образования и воспитания с процессом глобализации, связь сферы образования и воспитания с межкультурным взаимодействием и сотрудничеством, связь образования и воспитания с правами человека, связь сферы образования и воспитания с информационной культурой личности) может быть разработана модель воспитания детей и молодёжи в духе культуры мира в детских и молодёжных общественных объединениях и организациях. Главными социально-педагогическими основами воспитания детей и молодёжи в духе культуры мира могут стать: - развитие высшего гуманистического идеала и цели воспитания – счастливый человек; - объединение духовных, экономических, научных возможностей, традиций, национальных культур, ценностей человечества в приоритетной сфере жизнедеятельности людей XXI века – воспитание детей и учащейся молодёжи; - принятие мировым сообществом культуры мира, раз и навсегда устраняющей из жизни человечества фашизм, расизм, терроризм, геноцид и войны, всего, что ограничивает реализацию новой парадигмы образования (т.е. культуры мира); - выработка и реализация единых мировоззренческих принципов, обязательных к использованию в процессе воспитания детей и учащейся молодёжи в пределах всего мирового образовательного пространства; - единое информационно-образовательное пространство планеты, дающее каждому гражданину мира возможности доступа к качественному образованию. На основании проведённого анализа теории и практики, зарубежного и отечественного опыта воспитания подрастающих поколений термин «культура мира» может быть определен как приобретённое, принятое, стереотипизированное гуманное, миролюбивое и толерантное поведение, отражённое в технологии, социальных организациях (экономические, политические, социальные, религиозные, образовательные, воспитательные, семейные и др.организации) и в идеях и верованиях. В этой связи «воспитание в духе культуры мира» можно трактовать как воспитание человека на общечеловеческих ценностях, в духе гуманизма и демократии, прав человека и его достоинства в сочетании с особенностями социокультурной среды общностей людей, народов и наций, цивилизаций с целью международного взаимопонимания и сотрудничества, в интересах устойчивого мира и общественного прогресса. Толерантность, диалог, признание и уважение культурного многообразия мира, солидарность и ненасилие – важнейшие смысловые блоки «педагогики мира», направленные на: 1) подготовку подрастающего поколения к жизни в условиях поликультурного мира; на 2) осознание всеми слоями общества глобальных проблем человечества и подготовку ныне живущих и будущих поколений к их разрешению. Важную научно-педагогическую базу воспитания детей и молодёжи в духе культуры мира создали такие современные педагогические движения и теории: - «педагогика мира», призванная объединить мир людей на основе доброжелательных отношений, гармонии взаимосвязей. На основе общечеловеческих ценностей. Педагогика мира выступает одним из аспектов воспитания детей и молодёжи в духе культуры мира, связанным с сохранением мира; - «педагогика ненасилия» выступает одной из сторон воспитания в духе культуры мира, которая связана с отказом от насилия, агрессии, национальной и социальной розни, признанием устойчивого развития общества, отношений и личности в нём; - «гуманистическая педагогика» отражает сущность гуманистических отношений между людьми, основывающихся на признании ценности человека, открытом выражении чувств, личностных интересов, активном доброжелательном взаимодействии участников учебно-воспитательного процесса. Связь гуманистической педагогики с воспитанием в духе культуры мира проявляется в гуманном уважительном отношении к другим людям, в осуществлении свободного воспитания, в углублении позитивного опыта социальных отношений. Гуманистическая педагогика пронизана любовью к человеку, верой в духовные силы человека, способного добиться гармонии с миром; - «педагогика сотрудничества» выступает одним из практических источников воспитания в духе культуры мира на основе межличностного общения, построенного на доверии и уважении другого мнения. Основоположником гуманизации педагогического процесса, учёта интересов, способностей личности воспитанника на основе сотрудничества является В.А.Сухомлинский. Исходный постулат педагогики сотрудничества – оптимистический и гуманный взгляд на человека, что в свою очередь, меняет всю стратегию и тактику воспитания личности. Роль педагога, лидера детского или молодёжного объединения (организации) при этом возрастает потому, что он принимает на себя личную, профессиональную ответственность за диалектическое соединение интересов личности и воспитательного коллектива с интересами и идеалами общества. Принципы педагогики сотрудничества – это принципы полноценного межличностного общения, построенного на уважении чужого мнения, на доверии, освобождении от взаимных подозрений, недоброжелательства, страха; - «социальная педагогика» по отношению к культуре мира ставит своей целью гармонизацию отношений между личностью и обществом, личностью и личностью как на макро-, так и на микроуровнях. Она направляет свои усилия на содействие процессу социализации, на создание безопасных, цивилизованных условий для развития человека. С теоретико-практических позиций, воспитанию в духе культуры мира предшествовали интернациональное, поликультурное, межкультурное, миротворческое воспитание. Оно соответствует уровню развития самосознания современного общества и имеет нравственную основу.

Журнал "Жасstar", №2 (36) 2013 г.


[ Вернуться к содержанию ]

НОВЫЙ НОМЕР

№1-2 (51-52) 2017

Архив номеров

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Перейти в фотогалерею

 

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

Просмотреть мероприятия

ПОИСК ПО САЙТУ



 

© 2006 – 2019 Республиканский Союз детских общественных организаций Казахстана «Жулдыз».
Адрес: Республика Казахстан, г. Кошектау, ул. Абая, 112 а, офис 207 (2 этаж). Телефоны: 8 (7162) 502591, 721226, e-mail: sdoozhuldyz@mail.ru
При перепечатке материалов ссылка на источник обязательна. Авторы Интернет-проекта www.zhuldyz.kz: Данил Конищев, Лидия Тришечкина, web: Муратбек Жусупеков.
Авторская группа DALI

Перейти на главную страницу Перейти в форум