Перейти в форум
 
 

Главная страница - Журнал "Жасstаr"

Журнал "Жасstar"

Вопросы методики

Воспитание на культурных традициях

Нурзиля АХМЕТОВА, педагог дополнительного образования, Есильский детский дом, Акмолинская область

Условия современной жизни, ее темп и информационная насыщенность предъявляют высокие требования к человеку. Люди нового тысячелетия более интегрированы в мировой культурный процесс, полнее ощущают себя частью единой цивилизации. Когда становятся доступны страны и континенты, возникает необходимость ориентироваться в исторических и культурных процессах, иметь исчерпывающие знания о мире, понимать языки. Чтобы облегчить этот процесс, с детства необходимо формировать потребность ребенка в духовном развитии, культурном досуге, а значит, интерес к истории своей страны, к его музеям, произведениям искусства. Полученный в детстве познавательный и эмоциональный опыт общения с культурным наследием благотворно сказывается на духовном формировании личности ребенка, позволяет значительно расширить его интеллектуальный и эмоциональный опыт, развить познавательные способности, создать нравственные основы его отношения к окружающему миру. Таким образом, можно предположить, что для ребенка приобщение к культуре разных народов - это мир неизвестных ему вещей и ярких впечатлений. Если мир этот станет близким и понятным с детства, то сформируется необходимость познания исторических сведений, потребность бывать в музее, ценить достоинства культур других народов, что, бесспорно, будет являться неотъемлемой чертой духовного становления, социального развития. Возможность получить ребенку разнообразные впечатления более полно дает использование педагогом технологии «погружение» в культурно-исторический образ. Знакомство детей с разными видами искусств, с историческим прошлым, с национальными традициями народов мира воспитывает уважение к культуре разных народов. Дети дошкольного и начального звена нашего детского дома имеют возможность изучать культуру, историю, традиции своего народа , всех наций, проживающих в Казахстане и не только, по авторской разработке программы по формированию потребности в нравственном воспитании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в процессе социализации « Мы – дети солнца!», в которую входят Круги Радости, Добра, релаксационная и песочная терапии, цветотерапия, библиотерапия, сказкотерапия. Для внедрения интерактивных методов открыт развивающе-развлекательный центр «Мы – дети солнца!» В него входят: игровая, сенсорная комнаты, юрта для изучения государственного языка, комната с песочницами, читальный зал. Для реализации программы привлекаются все службы детского дома: учителя, психолог, соц. педагог, администрация, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования. Согласно общим положениям о правах человека, изложенным в Декларации ООН по правам человека и общим положениям о правах ребенка, изложенным в Конвенции прав ребенка, считаем необходимым создание системы социальных и педагогических условий, способствующих формированию толерантных убеждений, взглядов и навыков толерантного поведения в микросреде – в семье, в учебном заведении, на рабочем месте, при участии всех заинтересованных лиц (педагогов, работников социальной сферы, политиков, СМИ и общества в целом). Воспитательная система детского дома строится по следующим направлениям: - создание доброжелательной атмосферы в детских коллективах, акцентируя внимание на том, что объединяет детей, представителей разных этносов (культурное наследие); - привлечение детей к исследовательской деятельности, к искусству; - привитие детям как юным гражданам полинационального государства открытых и уважительных отношений к другим людям, понимания возможности многовариантного человеческого бытия в разнообразных, отличных друг от друга культурных, религиозных и социальных сферах и т.д. Педагоги детского дома способствуют созданию благоприятного микрокосма культурного, межэтнического взаимопонимания, в котором каждый ребенок, независимо от этнической принадлежности, чувствует себя комфортно, защищенно и способен к открытому взаимодействию с миром. В целях реализации поставленных задач проводится немало работы по организации различных видов деятельности. Традиционными стали мероприятия, посвященные Наурыз мейрамы, Дню единства народа Казахстана, Дню языков, Дню толерантности, Дню семьи и т.д. Внеклассная деятельность направлена на выявление и развитие способностей детей, расширение их кругозора. Особой воспитательной моделью является детский духовой оркестр, гордость всего коллектива, который был создан 1 сентября 1982 года и существует по сегодняшний день. Его бессменным руководителем, наставником является Сергей Петрович Музыка. За время существования оркестра через его мир прошли более 100 воспитанников детского дома. Благодаря заинтересованному участию руководства, педагогов, самих воспитанников детского дома, оркестр постоянно совершенствовался и в данный момент имеет разнообразный и обширный репертуар. Духовой оркестр - участник многих районных, областных, республиканских и международных конкурсов. Ведется большая просветительская работа по пропаганде среди населения духовой музыки разных народов: русские народные пьесы, казахские кюи, произведения зарубежных композиторов-классиков. Оркестр постоянно выезжает с концертами по селам района. Творчество и достижения духового оркестра отмечены грамотами, наградами, призами и признательностью многих людей. Выпускники оркестра продолжают учебу в музыкальных колледжах республики. Александр Минеев, Андрей Гупал, Геннадий Булахтин успешно окончили отделение духовых инструментов музыкального колледжа им. Биржана сал г. Кокшетау и сейчас успешно работают в джазовом оркестре Дворца культуры г. Кокшетау. С 1996 года духовой оркестр имеет звание – Народный детский духовой оркестр, он участник международных фестивалей в Москве! Да не просто участник, а призер! Проектная деятельность направлена на развитие правильного мировоззрения, уровня культуры, воспитанности и образованности всех и каждого в своем родном доме, на родной земле, в мировом сообществе. Наши ученики являются призерами районных, областных, республиканских конкурсов, проектов. Так, в проекте «Что в имени твоем?» ученик 2-го класса рассказал о происхождении имен одноклассников и сотрудников детского дома, культуре выбора традиционного имени или имен иных народностей. Ангелина Благодарова провела исследование на государственном языке о правилах приветствий разных народов мира... Дети активно участвуют в проекте «Навстречу мечте!» . Это, в основном, поездки и экскурсии воспитанников детского дома в различные города Казахстана. Любимая экскурсия – в Астану, столицу нашей Родины. Дети с удовольствием и волнением посещают Дворец мира и согласия, музеи, знакомятся с культурными достопримечательностями. Побывали ребята и в Алматы, Кокшетау, Павлодаре и т.д. Большим источником духовно - нравственного развития стала поездка победителей республиканских соревнований среди детских домов по футболу в Испанию, в город Барселону. Дети не просто побывали в футбольном клубе, а познакомились с древней испанской культурой: посетили католические соборы, мусульманские мечети, музеи, имели возможность увидеть, как живут испанцы, пообщаться с людьми разных национальностей. Вот что рассказывают наши дети и сопровождавшие их тренеры: «21 августа состоялась долгожданная поездка в Барселону. Во первых, от полета на «Боинге-737» дети были в восторге, ведь они никогда не видели настоящего самолета. В международном аэропорту города Алматы нас тепло встретили президент благотворительного фонда «Бауыржан» Жулдыз Омарбекова, заместитель президента Сауле Култаева и фотограф Медет. Из иллюминатора самолета мы наблюдали необыкновенную красоту наших бескрайних степей и рек... Вскоре пересекли воздушные границы нашего государства, перед нами открылась необыкновенная красота Кавказских гор. Эти величественные горы провожали нас до самого Черного моря. Командир экипажа объявил о скорой посадке в г. Стамбуле. Перед нами во всей красе предстала Турция... Мы идем по турецкому аэропорту «Ата тюрк» и спешим на регистрацию следующего рейса в Барселону. И снова на борту «Боинга-737», гул мотора говорит, что мы все ближе и ближе навстречу мечте. Полет прошел нормально, приземляемся в городе нашей мечты - Барселоне. Нас встречают гид Алевтина и шофер туристического автобуса Франциско, которые были направлены из посольства Казахстана. До отеля мы ехали почти целый час. За окнами автобуса мелькали красивые здания, не менее красивые машины и приветливые испанцы. Мы доехали до четырехзвездочного отеля «АТЕНЕЯ БАРСЕЛОНА ОТЕЛЬ»! Очень тепло, как родных, нас встретили в холле отеля его работники, разместили в уютных комнатах и пригласили на ужин. На следующий день начались экскурсии по городу. Первая наша поездка – в храм святого семейства «Саграда Фамилия», автором первого проекта храма был Франциско де Вильяр. Антонио Гауди, возглавивший строительство в 1891 году, в течение 35 лет до самой смерти творил совершенно необычное и оригинальное архитектурное произведение, ставшее одним из ярких символов Барселоны. На следующий день мы посетили парк Гуэль, он настоящий шедевр Гауди, включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Следующий день был не менее интересным, наша группа отправилась к памятнику Христофору Колумбу. Он находится в конце знаменитого бульвара Рамбла, на площади Ворота мира. Памятник высотой 60 м возвышается над городом и напоминает, что именно в Барселону Колумб вернулся после своего первого путешествия в Америку. Посетили знаменитые на весь мир пляжи Барселоны, наслаждаясь теплой водой Средиземного моря купались весь день... Затем был поход на знаменитый стадион «НОУ КАМП», где играют самые именитые звезды большого футбола. Перед входом обязательно проверка каждого, ребята побывали в музее футбольного клуба «Барселона», увидели завоеванные награды. Огромные фотографии самых знаменитых футболистов и талантливых игроков, раздевалки, массажные комнаты, джакузи и самое главное - футбольное поле и трибуны зрителей, которые вмещают 40 000 зрителей. Незабываемое впечатление производят размеры этого грандиозного сооружения. После чего юным футболистам были вручены подарки от клуба «Барселона». Незабываемая поездка на гору Монтжуик! Здесь находятся Национальный дворец, архитектурный парк, поющие фонтаны, крепость Кастель де Монтжуик. На холме проходил ряд мероприятий Олимпиады 1992 года, сегодня здесь работает Олимпийский музей. В последний день – аэропорт и прощание с городом мечты Барселоной. Вот мы уже сидим на своих местах в самолете и готовимся подняться в воздух, очень счастливые и отдохнувшие. Каждый про себя говорит: «До свидания, Барселона! До скорой встречи, Испания!» Мы продолжим работу по активизации стремления наших детей к максимальной реализации своих творческих сил и возможностей на принципах толерантности, миротворчества, высокой культуры и ответственности, будем способствовать формированию у подрастающего поколения устойчивой потребности осознанного освоения и приумножения богатств многообразия культуры мира в целях гармонизации и улучшения окружающей действительности на благо своей семьи, Родины, Добра и Справедливости!

Журнал "Жасstar", №2 (36) 2013 г.


[ Вернуться к содержанию ]

НОВЫЙ НОМЕР

№1-2 (51-52) 2017

Архив номеров

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Перейти в фотогалерею

 

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

Просмотреть мероприятия

ПОИСК ПО САЙТУ



 

© 2006 – 2019 Республиканский Союз детских общественных организаций Казахстана «Жулдыз».
Адрес: Республика Казахстан, г. Кошектау, ул. Абая, 112 а, офис 207 (2 этаж). Телефоны: 8 (7162) 502591, 721226, e-mail: sdoozhuldyz@mail.ru
При перепечатке материалов ссылка на источник обязательна. Авторы Интернет-проекта www.zhuldyz.kz: Данил Конищев, Лидия Тришечкина, web: Муратбек Жусупеков.
Авторская группа DALI

Перейти на главную страницу Перейти в форум