Организация педагогического процесса в группе раннего музыкального развития для детей 5-6-лет (из опыта административной и преподавательской деятельности)
Владимир ДОСТОВ,директор ДМШ № 3 г. Астаны
Людмила НИКИТИНА, преподаватель-музыковед |
Родители часто задают вопросы: с какого возраста можно развивать музыкальные способности ребёнка, в какое учреждение и к каким специалистам обратиться? Закономерные и своевременные вопросы, на которые у нас есть ответы.
Безусловно, эстетическое, художественное и музыкальное образование сейчас не просто популярно, оно необходимо детям. Это социально востребованная сфера, в которой реализуются права детей, основанные на принципе добровольного выбора, закрепленные в Конвенции о правах ребенка. Организации дополнительного образования в современных условиях максимально отвечают социальным запросам общества и стараются внедрять новые эффективные технологии в учебный процесс, делать разнообразными и интересными образовательные программы по различным предметам, с каждым годом расширяя перечень предлагаемых основных и факультативных образовательных курсов. Административно-методическими службами школ проводится анализ существующей в дополнительном образовании ситуации, изучается и прогнозируется спрос на те или иные специальности (например, домбра, фортепиано, эстрадный вокал, духовые инструменты и т. д.).
Обратимся к опыту работы Детской музыкальной школы № 3 г. Ас-
таны.
В 2012-2013 учебном году здесь была открыта экспериментальная группа раннего музыкального развития для детей 5-6 летнего возраста. Годом ранее администрацией школы был отмечен рост родительского интереса к дополнительному образованию и воспитанию детей дошкольного возраста. Это связано с популяризацией деятельности развивающих центров для дошкольников, а также желанием родителей с пользой заполнить досуг детей, особенно не посещающих детские сады, и как можно более ранней профессионализацией детей, родители которых в будущем ориентированы на то, что ребенок вырастет музыкантом.
В данной ситуации следует отметить очень важную деталь. В детских музыкальных, художественных школах и школах искусств работают профессиональные, высококвалифицированные кадры, постоянно совершенствующие своё педагогическое мастерство и отвечающие самым высоким социальным и методическим требованиям. Поэтому, обращаясь в Детскую музыкальную школу № 3, родители могут быть полностью уверены в том, что их дети попали в руки к профессиональным специалистам.
Сухим языком цифр приведем тому доказательство. С 2008 по 2013 год педагоги нашей школы подготовили 68 учащихся-победителей международных (Германия, Италия, Россия, Франция, Казахстан, Литва), 33 – республиканских и 245 – городских конкурсов, приняли участие в 18 международных научно-практических конференциях, 21 республиканской конференциях и научных круглых столах, один преподаватель стал победителем международного конкурса педагогов дополнительного образования.
В 2013 году ОО «Союз детских общественных организаций «Жулдыз» и ДМШ № 3 стали инициаторами и организаторами Недели детской музыки и театра, которая проводится по инициативе ООН и традиционно проходит в дни школьных весенних каникул и празднования Наурыз мейрамы, в рамках которой были проведены открытые показательные воспитательные мероприятия «Моцарт. Скрипичная история» и представлена авторская программа «Слушание» и «Ритмика» по развитию, обучению и воспитанию детей дошкольного возраста (5-6 лет).
Экспериментальная программа состоит из комплекса развивающих занятий по «специальности» /по выбранному ребенком исключительно добровольно инструменту/, «начальной музыкальной грамоте», «ритмике».
Целью программы является развитие детей 5-6-летнего возраста, позволяющее формировать личность каждого ребенка, подготовить его к систематическому обучению, преодолеть фактор дезадаптации за счет выравнивания стартовых возможностей каждого ребенка, создающих им в дальнейшем условия для успешного усвоения программы музыкальной школы.
Сопряженная цель: систематизация преемственности раннего развивающего, дополнительного и основного музыкального образования.
В процессе работы с дошкольниками решаются следующие задачи:
- формировать музыкальные способности, музыкальную сенсорику, музыкальный вкус в наиболее сенситивный период развития ребёнка;
- обеспечить готовность ребенка к дополнительному и общему образованию;
- развить умения и навыки, необходимые для занятий в музыкальной школе;
- создать мотивацию для поступления в музыкальную школу.
Основные принципы работы:
- учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;
- вариативность содержания и форм проведения занятий с использованием наглядности;
- комплексный подход при разработке занятий;
- систематичность и последовательность занятий;
- уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
- связи с семьей, родителями;
- сохранение и развитие национально-культурных традиций;
- возможность создания условий для инклюзивного обучения.
Одной из особенностей программы является как возможность проведения на её основе отдельного курса занятий, так и сочетаемость с любой базовой программой, используемой в ДО, а также наличие практических материалов, позволяющих использовать её в семье.
Новизной программы является сочетание традиционных подходов и использование современных технологий и технических средств
обучения, а также новый подход к работе с родителями, контролируемый и управляемый серией обучающих семинаров.
Обеспеченность практическим материалом (аудио, видео) позволяет целенаправленно заниматься комплексным музыкальным и общим развитием ребёнка не только на специальных музыкальных занятиях в школе, но и в домашних условиях.
О педагогических кадрах. Основное условие, предъявляемое ко всем участникам экспериментальной программы, - высокопрофессиональная подготовка кадров в предметно-практической сфере, а также наличие квалификационной категории.
Вовлечение детей дошкольного возраста в учебный и творческий процесс, происходящий в школе, проходит деликатно, ненавязчиво, с опорой на игровые методы, так, чтобы максимально привлечь детей к музыкальному искусству, а также вовлечь в этот увлекательный и познавательный процесс родительскую общественность.
Это следует понимать родителям и родственникам, которые зачастую становятся инициаторами поступления детей в музыкальные, художественные или школы искусств. Дополнительное образование – это не только приобретение навыков игры на каком-либо инструменте, это еще и развитие мышления, фантазии, креативного отношения к миру, коммуникабельности, способности неординарно излагать мысли, основываясь на богатом музыкальном тезаурусе, накопленном в процессе обучения и воспитания, обликать собственные творческие поиски в реальные формы и жанры искусства, находить необходимые способы коллективного музицирования для самореализации индивидуума, создающие предпосылки к формированию полноценной, гармоничной и компетентностной личности человека. Именно за такими людьми будущее. Журнал "Жасstar", №2 (36) 2013 г. [ Вернуться к содержанию ]
|