Перейти в форум
 
 

Главная страница - Журнал "Жасstаr"

Журнал "Жасstar"

Слово ученому

Субъектная позиция ребёнка в детском общественном объединении

 Виктор Литвинович, доцент кафедры педагогики Минского государственного лингвистического университета, Республика Беларусь

 Субъектность ребёнка в детском общественном объединении является сегодня: условием и средством его собственного развития; основополагающим условием проявления, развития субъектности педагога-организатора; целью детской общественной организации; важнейшим ориентиром и условием реформирования системы образования в соответствии с Кодексом об образовании; фактором развития демократического и гражданского общества. 
 Человек как субъект своей жизни – это автор, хозяин своей жизни или, как утверждает немецкий философ М.Хадеггер: «Человек – пастух своего бытия». Прекрасный и точный образ субъектности человека зафиксировал в своих стихах Осип Мельденштам: «Я и садовник, я же и цветок…». 
 Что значит быть субъектом т.е. творцом своей истории?...  Если человек желает себя реализовать в жизни (хочет, чтобы из него что-то выросло, получилось), должен помнить, что результат зависит в первую очередь от него самого (каждый человек является для себя садовником, который выращивает себя, свой цветок). 
 Субъектность – качественное состояние субъекта, личности, выражающееся в высокой степени активности. Это подлинная «самость» человека, характеристиками которого являются: самосознание, самостоятельность, самодеятельность, саморазвитие, саморегуляция, самоиндентификация, открытость к самосовершенствованию, самовоспитание, самообразование и т.д. 
 Понимане субъекта в теории и практике связывается с наделением человеческого индивида качествами быть активным, самостоятельным. Способным, умелым в осуществлении специфически человеческих форм жизнедеятельности, прежде всего предметно-практической деятельности. 
 Личность и её интегральные качества – индивидуальность и субъектность – являются объектом пристального внимания специалистов. Уникальная, самобытная личность, активно реализующая себя в творческой деятельности, становиться индивидуальностью, субъектом. В.И.Слободчиков подчёркивает, что, будучи индивидуальностью, являясь субъектом сознания и деятельности. Человек способен к самоопределению, саморегулированию, самосовершенствованию в условиях общества. С.Д.Поляков рассматривает развитие личности (её духовный и социальный аспекты) через развитие индивидуальности. А.В. Мудрик акцентирует внимание на том, что педагог всегда видит перед собой конкретного ребёнка и готов оказать ему педагогическую помощь в развёртывании индивидуального поиска смысла жизни. Современные учёные положительно рассматривают и роль детских и клубных, общественных  объединений, их вклад в развитие субъектности (И.Д. Демакова, Н.А. Нефёдова, С.Л. Паладьев. А.В. Малиновский. В.Т. Кабуш и другие). В равноправном диалоге педагога и ребёнка рождается «яркое со-бытие детей и взрослых», которое является, по образному выражению И.Д. Демаковой. Неотъемлемой частью «пространства Детства». В таких условиях эффективней решаются задачи формирования субъектности, собственной позиции ребёнка и привития качеств сознательной автономизации личности. 
 Субъектом нельзя стать. Им можно «ста-но-вить-ся». Поскольку субъектность заключается в процессах самореализации, самоутверждения, самоактуализации и других само. 
 Субъект – фундаментальная категория философии и психологии. В философско-психологической литературе субъект определяется как носитель предметно-практической деятельности и познания. Причём субъект есть носитель практической и теоретической деятельности в той мере, в какой он включается посредством реальной деятельности в процесс непосредственного преобразования и познания окружающей действительности. Субъект выступает как целостная система внутренних условий, необходимо и существенно опосредующих все внешние причины (педагогические и др.). Субъектность – одно из системных качеств, в которых объективно выступает человек. Быть субъектом, т.е. творцом своей истории, - значит инициировать и осуществлять изначально практическую деятельность, общение, познание, созерцание и другие виды человеческой активности. Чаще всего субъект отождествляется с личностью, которая является носителем субъектных свойств. Основными категориями субъектности являются: деятельность, активность, самодеятельность, саморегуляция, опыт, свобода, творчество, уникальность и стиль. Систематизировать названные свойства, признаки субъектности как высшего уровня развития личности, преодолеть их многообразие, глубже раскрыть сущность субъектности как структурного феномена позволяет концепция динамической функциональной структуры личности, разработанная К.К. Платоновым. В структуре личности он выделяет четыре подструктуры: 
1) направленность личности, включающая отношения личности, её влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, мировоззрение, убеждения;
2) личный опыт, объединяющий ЗУНы (базовая культура личности); 
3) особенности психических процессов как формы психического отражения памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли; 
4) биопсихические свойства – свойства темперамента,типологические свойства личности, гендерные и возрастные свойства личности. 
 Деятельность является ведущей характеристикой проявления субъекта, условием его формирования и развития. Стать субъектом определённой деятельности – значит освоить эту деятельность. Овладеть ею. Быть способным к её осуществлению и творческому преобразованию. Становление человека субъектом деятельности происходит при возникновении у него собственного отношения к деятельности. 
 Активность является одним из главных признаков субъекта, отличающих его от объекта. Человек может в определённых условиях  выступать в роли объекта действий других людей. Однако его позиция субъекта обнаружиться только при безграничном инициативном развитии способностей к активному, внутренне детерминированному действию. Активность субъекта характеризуется как интегративное свойство личности, которое позволяет осуществлять целеполагание в деятельности, обусловленной самоуправляемой мотивацией; мобильно оперировать способами и совершать их конструктивную коррекцию в принципиально изменённых условиях; инициативно и критически относиться к выдвижению новых задач, выходящих за пределы заданной ситуации, творчески и вариативно прогнозировать результаты деятельности. Активность отличается разумной осознанностью действий. 
 Подлинная активность проявляется только в самодеятельности, т.е. в деятельности определённого качества, осознанной, свободной, эмоционально переживаемой, порождаемой внутренними, сущностными побуждениями, собственными потребностями и интересами человека. Организация личностью своей активности сводиться к её мобилизации, согласованию с требованиями деятельности, сопряжению с активностью других людей. Это составляет важнейшую характеристику личности как субъекта деятельности. В процессе становления личности, развития человека активность, возникающая в ответ на воздействия окружающей ситуации, сменяется собственной активностью в поиске того, что представляет смысл для его жизнедеятельности6 с чем следует вступать во взаимодействие и что следует преобразовывать в собственных интересах. Стоит особо подчеркнуть, что субъектность – всегда индивидуальная, особая форма выражения проявления человека в деятельности. Субъектное всегда связано со способами разрешения проблем, способами реализации  потенций человека, проявлениями его авторской активной позиции. 
 С активностью субъекта тесно сопряжена и его способность к саморегуляции – умение человека приспосабливать свои индивидуальные особенности, способности к конкретным задачам деятельности, способность непротиворечиво соединять все уровни регуляции деятельности. Как отмечает К.А.Абульханова-Славская. Саморегуляция – это тот механизм, посредством которого обеспечивается централизующая, направляющая и активизирующая позиция субъекта. Способность субъекта соотносить свои возможности и индивидуальные особенности со спецификой решаемых задач является одной из важнейших характеристик саморегуляции. 
 Субъектный опыт, по определению И.С.Якиманской, - это опыт пережитого и переживаемого поведения. В котором сам человек может дать отчёт себе о своих возможностях, в которых он хотя бы приблизительно знает правила организации собственных действий и собственного отношения, в которых зафиксированы значимые для него ценности. Субъектный опыт (А.К.Осницкий) может иметь пять взаимосвязанных и взаимодействующих компонентов: 
- ценностный опыт: ориентирует усилия человека; - опыт рефлексии: помогает соотносить ориентировку с остальными компонентами субъектного опыта; 
- опыт привычной активизации: ориентирует в собственных возможностях и помогает лучше приспособить свои усилия к решению значимых задач; 
- операционный опыт: объединяет конкретные средства преобразования ситуации и своих возможностей; 
- опыт сотрудничества: способствует объединению усилий, совместному решению задач и предполагает предварительный расчёт на сотрудничество и партнёрство. 
 Детское общественное объединение даёт возможность ребёнку самому строить собственные границы: это самостоятельная сфера развития индивидуальных качеств ребёнка, соотносимых с гражданской позицией социальной активностью, творчеством и способностями личности. Исходя из этого, в детском общественном объединении реально ставить две цели: педагогу – создать условия для становления и проявления субъектности ребёнка; ребёнку – эффективно использовать возможности становления, стать и быть сами собой (развивать субъектность). 
 Формируя субъектность члена детского общественного объединения, общественная организация  решает целый ряд задач: 
- диагностирует субъектную позицию ребёнка;
- помогает ребёнку адаптироваться и занять достойное место в детском коллективе; 
- создаёт условия для появления ребёнком активности, для развития у него мотивации к социальной активности и творчеству; 
- выявляет и развивает потенциальные общие(организаторские) и специальные(лидерские) качества ребёнка; 
- формирует в ребёнке уверенность в своих силах, стремление к постоянному саморазвитию и самовоспитанию; 
- способствует удовлетворению его потребности в самоутверждении и самореализации, создаёт каждому «ситуацию успеха»; 
- развивает в ребёнке уверенность перед публичным афишированием результатов своей деятельности(выступления, презентации и т.д.); 
- формирует у ребёнка адекватность в оценках и самооценке. 
 Функции педагога-организатора по формированию субъектности членов детских общественных объединений предполагают: 
- развитие рефлексивных способностей детей и подростков; 
- создание благоприятной атмосферы в группе, вовлечение детей в гуманистические взаимоотношения, содействие преобразованию группы в коллектив как высший уровень общественного объединения; 
- создание ситуаций осуществления «социальных проб», ситуаций разрешения противоречий на основе выбора; 
- совместное с самим ребёнком выстраивания и сопровождения его индивидуальных маршрутов деятельности, траекторий личностного роста и др. 
- разворачивание педагогической деятельности по передаче детям и подросткам организаторских функций с тем. Чтобы они в итоге становились субъектами деятельности; - мониторинг социально-ценностного развития объединения и индивидуального развития субъектности каждого ребёнка; 
- обеспечение благоприятного преломления влияний воспитательной системы детского общественного объединения в целом на субъектность каждого члена объединения. 
 Тенденции развития современного детского движения таковы, что необходимо создавать условия для раскрытия внутренних потенциалов личности, самосовершенствования и самореализации; необходимо также  уделять внимание формированию субъектности через проявление организаторских и лидерских качеств, воспитанию его индивидуальности. 
 Критерии субъектности ребёнка в детском общественном объединении (ДОО): 
- способность и готовность адаптироваться к постоянно меняющейся социокультурной ситуации; 
- потребность в проявлении активности, самостоятельности в общественной деятельности; 
- степень осознания ответственности за создание условий для своего развития; 
- способность превращать собственную общественную деятельность в предмет практического преобразования и совершенствования; 
- стремление к созданию индивидуального смысла в жизнедеятельности ДОО; 
- соотношение исполнительской и организаторской роли ребёнка в деятельности ДОО; 
- репродуктивный или творческий характер деятельности; 
- направленность общественной деятельности на личное и общественное развитие (гражданин страны); - стремление к личностной и социально значимой самореализации; 
- отношение к себе как субъекту собственной общественной деятельности (социализация); 
- умение самостоятельно ставить цели, планировать общественную деятельность (деятельность ДОО); 
- умение осуществлять рефлексию и коррекцию собственной деятельности в ДОО. 
 Стратегический смысл и цель формирования субъектной позиции личности в ДОО заключается в обеспечении позитивной социализации подрастающего поколения, его духовно-нравственного становления, воспитания детей и учащейся молодёжи гражданами белорусского общества, способными реализовывать свой личностный потенциал в интересах общественного и личного прогресса. 
 Научно-методическим основанием обновления содержания деятельности детских и молодёжных общественных объединений является ориентация на субъектность, внутренний детерминизм развития личности, её саморазвития и творческая самореализация. 
 Современной идейной основой формирования субъектной позиции личности в детском общественном объединении являются: 
 идея социально-педагогической солидарности, которая означает единение общества на основе выстраивания тактики педагогически выверенных взаимоотношений детей и молодёжи и властных структур  в правовом поле белорусского государства. Социально-педагогическая солидарность в единстве реального воспитательного пространства детской общественной организации и соответствующего общественного сознания, выступает стратегическим фактором  формирования субъектной позиции детей и учащейся молодёжи, предусматривает совпадение личностных, общественных и государственных интересов в ориентации личности на социально-значимую деятельность как образ жизни; 
 идея проектирования и построения педагогически  целесообразных субъектных отношений в жизнедеятельности детских общественных объединений, использования в практике инновационных форм и технологий, основанных на педагогических закономерностях и принципах, способствующих личностному развитию, формированию субъектного опыта, социализации личности, созданию комфортной среды обитания в обществе; 
 идея субъектности личности как высшей формы жизнедеятельности детского движения в достижении общей цели – создании и развитии общего пространства семейного, общественного и государственного воспитания, обеспечивающего полноценную реализацию интересов личности, общества и государства в воспитании подрастающих поколений. 
 Необходимо продолжить активный поиск моделей формирования субъектности личности в ДОО на нравственных ценностях, не подвергаемых сомнению и выдержавших испытание временем; государственность, коллективизм, гражданственность и патриотизм, а также реалии нового современного времени – инициативность, социальная мобильность, коммуникативность, толерантность.

Журнал "Жасstar", № 1 (39) 2014 2014 г.


[ Вернуться к содержанию ]

НОВЫЙ НОМЕР

№1-2 (51-52) 2017

Архив номеров

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Перейти в фотогалерею

 

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

Просмотреть мероприятия

ПОИСК ПО САЙТУ



 

© 2006 – 2019 Республиканский Союз детских общественных организаций Казахстана «Жулдыз».
Адрес: Республика Казахстан, г. Кошектау, ул. Абая, 112 а, офис 207 (2 этаж). Телефоны: 8 (7162) 502591, 721226, e-mail: sdoozhuldyz@mail.ru
При перепечатке материалов ссылка на источник обязательна. Авторы Интернет-проекта www.zhuldyz.kz: Данил Конищев, Лидия Тришечкина, web: Муратбек Жусупеков.
Авторская группа DALI

Перейти на главную страницу Перейти в форум