Субъектная позиция ребёнка в детском общественном объединении
Виктор Литвинович, доцент кафедры педагогики Минского государственного лингвистического университета, Республика Беларусь
|
Субъектность ребёнка в детском общественном объединении является сегодня: условием и средством
его собственного развития; основополагающим условием проявления, развития субъектности педагога-организатора; целью детской общественной организации; важнейшим ориентиром и условием реформирования системы образования в соответствии с Кодексом об образовании; фактором развития демократического и гражданского общества. Человек как субъект своей жизни – это автор, хозяин своей жизни или, как утверждает немецкий философ М.Хадеггер: «Человек – пастух своего бытия». Прекрасный и точный образ субъектности человека зафиксировал в своих стихах Осип Мельденштам: «Я и садовник, я же и цветок…». Что значит быть субъектом т.е. творцом своей истории?... Если человек желает себя реализовать в жизни (хочет, чтобы из него что-то выросло, получилось), должен помнить, что результат зависит в первую очередь от него самого (каждый человек является для себя садовником, который выращивает себя, свой цветок). Субъектность – качественное состояние субъекта, личности, выражающееся в высокой степени активности. Это подлинная «самость» человека, характеристиками которого являются: самосознание, самостоятельность, самодеятельность, саморазвитие, саморегуляция, самоиндентификация, открытость к самосовершенствованию, самовоспитание, самообразование и т.д. Понимане субъекта в теории и практике связывается с наделением человеческого индивида качествами быть активным, самостоятельным. Способным, умелым в осуществлении специфически человеческих форм жизнедеятельности, прежде всего предметно-практической деятельности. Личность и её интегральные качества – индивидуальность и субъектность – являются объектом пристального внимания специалистов. Уникальная, самобытная личность, активно реализующая себя в
творческой деятельности, становиться индивидуальностью, субъектом. В.И.Слободчиков подчёркивает, что, будучи индивидуальностью, являясь субъектом сознания и деятельности. Человек способен к самоопределению, саморегулированию, самосовершенствованию в условиях общества. С.Д.Поляков рассматривает развитие личности (её духовный и социальный аспекты) через развитие индивидуальности. А.В. Мудрик акцентирует внимание на том, что педагог всегда видит перед собой
конкретного ребёнка и готов оказать ему педагогическую помощь в развёртывании индивидуального поиска смысла жизни. Современные учёные положительно рассматривают и роль детских и клубных, общественных объединений, их вклад в развитие субъектности (И.Д. Демакова, Н.А. Нефёдова, С.Л. Паладьев. А.В. Малиновский. В.Т. Кабуш и другие). В равноправном диалоге педагога и ребёнка рождается «яркое со-бытие детей и взрослых», которое является, по образному выражению И.Д. Демаковой. Неотъемлемой частью «пространства Детства». В таких условиях эффективней
решаются задачи формирования субъектности, собственной позиции ребёнка и привития качеств сознательной автономизации личности. Субъектом нельзя стать. Им можно «ста-но-вить-ся». Поскольку субъектность заключается в процессах самореализации, самоутверждения, самоактуализации и других само. Субъект – фундаментальная категория философии и психологии. В философско-психологической
литературе субъект определяется как носитель предметно-практической деятельности и познания. Причём субъект есть носитель практической и теоретической деятельности в той мере, в какой он включается посредством реальной деятельности в процесс непосредственного преобразования и познания окружающей действительности. Субъект выступает как целостная система внутренних
условий, необходимо и существенно опосредующих все внешние причины (педагогические и др.). Субъектность – одно из системных качеств, в которых объективно выступает человек. Быть
субъектом, т.е. творцом своей истории, - значит инициировать и осуществлять изначально практическую деятельность, общение, познание, созерцание и другие виды человеческой активности. Чаще всего субъект отождествляется с личностью, которая является носителем субъектных свойств.
Основными категориями субъектности являются: деятельность, активность, самодеятельность,
саморегуляция, опыт, свобода, творчество, уникальность и стиль. Систематизировать названные свойства, признаки субъектности как высшего уровня развития личности, преодолеть их многообразие, глубже раскрыть сущность субъектности как структурного феномена позволяет концепция динамической функциональной структуры личности, разработанная К.К. Платоновым. В структуре личности он выделяет четыре подструктуры:
1) направленность личности, включающая отношения личности, её влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, мировоззрение, убеждения; 2) личный опыт, объединяющий ЗУНы (базовая культура личности); 3) особенности психических процессов как формы психического отражения памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли;
4) биопсихические свойства – свойства темперамента,типологические свойства личности, гендерные и
возрастные свойства личности. Деятельность является ведущей характеристикой проявления субъекта, условием его формирования
и развития. Стать субъектом определённой деятельности – значит освоить эту деятельность. Овладеть ею. Быть способным к её осуществлению и творческому преобразованию. Становление человека субъектом деятельности происходит при возникновении у него собственного отношения к деятельности. Активность является одним из главных признаков субъекта, отличающих его от объекта. Человек может в определённых условиях выступать в роли объекта действий других людей. Однако его позиция субъекта обнаружиться только при безграничном инициативном развитии способностей к активному, внутренне детерминированному действию. Активность субъекта характеризуется как интегративное свойство личности, которое позволяет осуществлять целеполагание в деятельности, обусловленной
самоуправляемой мотивацией; мобильно оперировать способами и совершать их конструктивную коррекцию в принципиально изменённых условиях; инициативно и критически относиться к выдвижению новых задач, выходящих за пределы заданной ситуации, творчески и вариативно прогнозировать результаты деятельности.
Активность отличается разумной осознанностью действий. Подлинная активность проявляется только
в самодеятельности, т.е. в деятельности определённого качества, осознанной, свободной, эмоционально переживаемой, порождаемой внутренними, сущностными побуждениями, собственными потребностями и интересами человека. Организация личностью своей активности сводиться к её мобилизации, согласованию с требованиями деятельности, сопряжению с активностью других людей. Это составляет важнейшую характеристику личности как субъекта деятельности. В процессе становления личности, развития человека активность, возникающая в ответ на воздействия окружающей ситуации, сменяется собственной активностью в поиске того, что представляет смысл для его жизнедеятельности6 с чем следует вступать во взаимодействие и что следует преобразовывать в
собственных интересах. Стоит особо подчеркнуть, что субъектность – всегда индивидуальная, особая форма выражения проявления человека в деятельности. Субъектное всегда связано со способами разрешения проблем, способами реализации потенций человека, проявлениями его авторской активной позиции. С активностью субъекта тесно сопряжена и его способность к саморегуляции – умение человека приспосабливать свои индивидуальные особенности, способности к конкретным задачам деятельности, способность непротиворечиво соединять все уровни регуляции деятельности. Как отмечает К.А.Абульханова-Славская. Саморегуляция – это тот механизм, посредством которого обеспечивается
централизующая, направляющая и активизирующая позиция субъекта. Способность субъекта соотносить свои возможности и индивидуальные особенности со спецификой решаемых задач является одной из важнейших характеристик саморегуляции. Субъектный опыт, по определению И.С.Якиманской, - это опыт пережитого и переживаемого поведения. В котором сам человек может дать отчёт себе о своих возможностях, в которых он хотя бы приблизительно знает правила организации собственных действий и собственного отношения, в которых зафиксированы значимые для него ценности. Субъектный опыт (А.К.Осницкий) может иметь пять взаимосвязанных и взаимодействующих компонентов: - ценностный опыт: ориентирует усилия человека;
- опыт рефлексии: помогает соотносить ориентировку с остальными компонентами субъектного опыта; - опыт привычной активизации: ориентирует в собственных возможностях и помогает лучше приспособить свои усилия к решению значимых задач; - операционный опыт: объединяет конкретные средства преобразования ситуации и своих возможностей; - опыт сотрудничества: способствует объединению усилий, совместному решению задач и предполагает предварительный расчёт на сотрудничество и партнёрство. Детское общественное объединение даёт возможность ребёнку самому строить собственные границы: это самостоятельная сфера развития индивидуальных качеств ребёнка, соотносимых с гражданской
позицией социальной активностью, творчеством и способностями личности. Исходя из этого, в детском общественном объединении реально ставить две цели: педагогу – создать условия для становления и проявления субъектности ребёнка; ребёнку – эффективно использовать возможности становления, стать и быть сами собой (развивать субъектность). Формируя субъектность члена детского общественного объединения, общественная организация решает целый ряд задач: - диагностирует субъектную позицию ребёнка; - помогает ребёнку адаптироваться и занять достойное место в детском коллективе; - создаёт условия для появления ребёнком активности, для развития у него мотивации к социальной активности и творчеству; - выявляет и развивает потенциальные общие(организаторские) и специальные(лидерские) качества ребёнка; - формирует в ребёнке уверенность в своих силах, стремление к постоянному саморазвитию и самовоспитанию; - способствует удовлетворению его потребности в самоутверждении и самореализации, создаёт каждому «ситуацию успеха»; - развивает в ребёнке уверенность перед публичным афишированием результатов своей деятельности(выступления, презентации и т.д.); - формирует у ребёнка адекватность в оценках и самооценке. Функции педагога-организатора по формированию субъектности членов детских общественных
объединений предполагают: - развитие рефлексивных способностей детей и подростков; - создание благоприятной атмосферы в группе, вовлечение детей в гуманистические взаимоотношения, содействие преобразованию группы в коллектив как высший уровень общественного объединения; - создание ситуаций осуществления «социальных проб», ситуаций разрешения противоречий на основе выбора; - совместное с самим ребёнком выстраивания и сопровождения его индивидуальных маршрутов деятельности, траекторий личностного роста и др. - разворачивание педагогической деятельности по передаче детям и подросткам организаторских функций с тем. Чтобы они в итоге становились субъектами деятельности;
- мониторинг социально-ценностного развития объединения и индивидуального развития субъектности каждого ребёнка; - обеспечение благоприятного преломления влияний воспитательной системы детского общественного объединения в целом на субъектность каждого члена объединения. Тенденции развития современного детского движения таковы, что необходимо создавать условия для раскрытия внутренних потенциалов личности, самосовершенствования и самореализации; необходимо также уделять внимание формированию субъектности через проявление организаторских и лидерских качеств, воспитанию его индивидуальности. Критерии субъектности ребёнка в детском общественном объединении (ДОО): - способность и готовность адаптироваться к постоянно меняющейся социокультурной ситуации; - потребность в проявлении активности, самостоятельности в общественной деятельности; - степень осознания ответственности за создание условий для своего развития; - способность превращать собственную общественную деятельность в предмет практического преобразования и совершенствования; - стремление к созданию индивидуального смысла в жизнедеятельности ДОО; - соотношение исполнительской и организаторской роли ребёнка в деятельности ДОО; - репродуктивный или творческий характер деятельности; - направленность общественной деятельности на личное и общественное развитие (гражданин страны);
- стремление к личностной и социально значимой самореализации; - отношение к себе как субъекту собственной общественной деятельности (социализация); - умение самостоятельно ставить цели, планировать общественную деятельность (деятельность ДОО); - умение осуществлять рефлексию и коррекцию собственной деятельности в ДОО. Стратегический смысл и цель формирования субъектной позиции личности в ДОО заключается в обеспечении позитивной социализации подрастающего поколения, его духовно-нравственного
становления, воспитания детей и учащейся молодёжи гражданами белорусского общества, способными реализовывать свой личностный потенциал в интересах общественного и личного прогресса. Научно-методическим основанием обновления содержания деятельности детских и молодёжных общественных объединений является ориентация на субъектность, внутренний детерминизм
развития личности, её саморазвития и творческая самореализация. Современной идейной основой формирования субъектной позиции личности в детском общественном объединении являются:
идея социально-педагогической солидарности, которая означает единение общества на основе выстраивания тактики педагогически выверенных взаимоотношений детей и
молодёжи и властных структур в правовом поле белорусского государства. Социально-педагогическая солидарность в единстве реального воспитательного пространства детской общественной организации и
соответствующего общественного сознания, выступает стратегическим фактором формирования субъектной позиции детей и учащейся молодёжи, предусматривает совпадение личностных, общественных и государственных интересов в ориентации личности на социально-значимую деятельность как образ жизни; идея проектирования и построения педагогически целесообразных субъектных отношений в
жизнедеятельности детских общественных объединений, использования в практике инновационных форм и технологий, основанных на педагогических закономерностях и принципах, способствующих личностному развитию, формированию субъектного опыта, социализации личности, созданию комфортной среды обитания в обществе; идея субъектности личности как высшей формы жизнедеятельности детского движения в достижении общей цели – создании и развитии общего пространства семейного, общественного и государственного воспитания, обеспечивающего полноценную реализацию интересов личности, общества и государства в воспитании подрастающих поколений. Необходимо продолжить активный поиск моделей формирования субъектности личности в ДОО на нравственных ценностях, не подвергаемых сомнению и выдержавших испытание временем; государственность, коллективизм, гражданственность и патриотизм, а также реалии нового современного времени – инициативность, социальная мобильность, коммуникативность, толерантность.
Журнал "Жасstar", № 1 (39) 2014 2014 г. [ Вернуться к содержанию ]
|