Перейти в форум
 
 

Главная страница - Журнал "Жасstаr"

Журнал "Жасstar"

Слово ученому

Не готовность знать, а умение думать

Алия АХЕТОВА, публицист, общественный деятель, учитель истории высшей категории МГ №5 «Тандау»

 Интеллектуальная нация, будущее Казахстана, формируется в тиши школьных кабинетов. Казахстанский патриотизм начинается с уважения к истории народа именем которого названо государство.
 Госсекретарь РК подчеркнул «Изучение истории Казахстана стратегический вопрос. По большому счету речь идет о новой мировоззренческой модели будущего страны, определение главных ценностей и ориентиров. 
 Наша весьма приметливая, наблюдательная, порой резкая молодежь, думающая, обостренно чувствующая фальшь в словах, поступках, жестах, не приемлющая двойного стандарта, не терпит излишней патетики, ложного пафоса. Именно в этих условиях многократного возрастает ответственность самого учителя, особенно преподающего мировоззренческий предмет, иногда излишне политизированного, чрезмерно идеализированного. 
 Сегодня, к счастью, выросло целое поколение, молодых людей, для которых понятие «государство», «Родина», «общество» связаны с историей независимого суверенного Казахстана. 
 Эти парни и девушки хотят быть патриотами, ведь они родились и выросли в Казахстане. Будут работать для себя и для своей страны. То, что их больше волнует экономика, нежели политика – симптом эпохи противоречий, когда, по словам Президента стран, ближайшие 30-40 лет станут периодом глобальной борьбы интересов, столкновением трендов и обострением всех, в том числе социальных проблем. Вспомним 10 вызовов, о которых говорится в Стратегии 2050.
 Своеобразным наставлением для нас, педагогов, служат слова Лидера нации Н.А. Назарбаева «Надо учить нашу молодежь слушать и понимать других, уважать язык, религию и обычаи других народов. Без этого в современном мире невозможно добиться успеха.  Молодые казахстанцы должны быть патриотами своей страны, носить в своем маленьком сердце наш большой Казахстан». 
 Часто, встречаясь с молодежью на диалоговых площадках, лишний раз убеждаешься, что недаром Лев Троцкий назвал молодежь барометром революции. Сегодняшнее молодое поколение привносит свое новое в духе времени понимание патриотизма. Уровень ментального развития нашего казахстанского социума,  права человека, социальная справедливость, экономическая составляющая малых городов и казахских аулов, статус самозанятого населения, демократизация общества, реальный плюрализм, темпы форсированного индустриально-инновационного развития Казахстана- вот далеко не полный перечень поднимаемых молодежью вопросов. Но, к сожалению, среди молодежи немало отдельных представителей нигилистов, отрицающих ценности и открыто подчеркивающих, что стратегия продвижения – деньги, связи, не осознающих что каждый из нас это и есть государство. 
 Мы рады, что нашим детям живется сытно и хорошо, что рваные джинсы для них дань моде, но и … Великую Отечественную Войну выиграли люди, воспитанные на романе Н. Островского «Как закалялась сталь»  - эта книга воспитывала патриотизм, также как и в 60-ые годы совесть нации взращивалась на песнях и стихах Б. Окуджавы и В.Высоцкого. Сегодня, увы, сознание и самочувствие в нации формирует не политические новости, а то какое телешоу молодежь смотрит и каких людей слушает. Когда на экранах ТВ  героями телепередач становятся антигерои, то волей-неволей в не очень зрелом сознании молодых стираются границы между добром и злом, нормой и патологией – все это не без последствий для душевного здоровья. 
 Порой мы, взрослые, до конца даже не осознаем, что не можем помочь молодым, постоянно делая за них то, что они могут и должны делать сами за себя и для себя. Надо нам научиться доверять и главное верить в молодежь, в творческий потенциал их нового креативного мышления, ведь талант это всегда вера в себя, в свои силы. Современная молодежь уверена в себе, они твердо знают что никакие жизненные обстоятельства не заставят их жить плохо, они уже никогда не станут винтиками громадного механизма по имени «государство» ими уже не будут манипулировать, это уже «непоротое» поколение, вкусившее воздух свободы. 
 Даже порой слишком далеко заходя в своем либерализме, мы взрослые, не можем не замечать, что у молодежи всегда есть чему-то поучиться: той же честности, открытости суждений, независимости собственного мнения. 
 Наши дети гораздо умнее нас, они понимают, что необязательно патриотизм предполагает бравурность и мажор, что иногда из патриотизма делают плакат с возвышенной звонкой риторикой. Патриотизм – это иногда стыд за свою страну, это боль за нерешаемые вовремя проблемы, это раскаяние за совершенные ошибки. 
 Для молодых не кажется непатриотичным высвечивать недочеты реформ образования, прямо говорить о нарушениях их конституционных прав сотрудниками правоохранительных органов, дети интуитивно чувствуют, что владения шикарной недвижимостью – факт общественной, а не личной жизни. 
 Как воспитать патриотов? Очень опасные иллюзия – гордиться будущим в обход прошлого и настоящего, причем гордо и напоказ. Мы и так долго жили в окружении мифов. 
 За 30 лет работая с детьми   убеждена - только силой своего духовного «я», только собственным примером, только активной социальной и гражданской позицией самого учителя,  только его непримиримостью к злу, его нравственной высотой. Приведу маленький эпизод: в последнее время учителя городских школ выходят массово на субботники, в то время как детей мы распускаем по домам после окончания учебных занятий. Ребенок должен усвоить - учитель не обслуга, и если он выходит на улицы любимого Кокшетау мести тротуары и сгребать листву, то он идет чистит улицы не по приказу свыше, а внутреннему убеждению, что в том числе и его руками будет очищаться наш город от хлама и грязи, что ему не все равно, что же будет с родиной и с нами по большому счету. Истинный патриотизм – все понимая и осознавая, в этих условиях зажав кулак и стиснув зубы работать на благо страны. 
 Именно поэтому учитель обслуживает выборы в то время, когда борьба идет за каждый голос, постоянно подписывается на газеты, понимая, что хотя бы за завтраком надо узнавать, что происходит в стране. Ведь образно выражаясь, газета-это утренняя молитва цивилизованного человека. Когда мы с пафосом, от которого сводит скулы, говорим, что работаем на престиж государства, сами не понимая, насколько  бываем правы. Уважение к государству, к законам к личности – это и есть патриотизм. И в наших силах воспитывать это уважение в детях. К счастью всегда были, есть и остаются нравственные опоры – старшее поколение, чьим трудом выложен фундамент независимого Казахстана. 
 Казахстанский патриотизм не может держаться исключительно на национальной прерогативе – когда  дети оценивают значение Евгения Брусиловского и Александра Затаевича в развитии казахской музыки и понимают почему казахам дорого имя генерала Панфилова, тогда толерантность становится нормой их сознания. Чтобы самоутвердиться не надо никого унижать – это тоже толерантность. Живя в социуме мы все созависимы, и эта наша зависимость называется любовь. Наш хрупкий мир, в котором опасно бросаться камнями, держится на силе единства и согласия. 
 Чтобы любить и уважать историю вовсе не обязательно знать назубок даты, ведь их всегда можно посмотреть в справочнике. 
 История -  предмет, в котором серьезно работает память. «Запоминай, размышляй и доказывай» девиз на каждом уроке истории, на котором оценки ставят не за готовность знать, а за умение думать. 
 Только два предмета в школьном расписании учат сомневаться : история и литература. В эпоху глобальной ревизии ценностей восприятие истории должна объединять, а не разделять. 
 Помимо братства по крови есть братство по судьбе – братьями нас уже сделала история, как древняя, так и новейшая. 
 Чтобы разрушить страну вовсе не обязательно начинать войну, достаточно ослабить историческую память, ничего не помнить, забыть, что же было с родиной и с нами, как айтматовский манкурт. 
 Разум, однажды раздвинувший границы своего познания никогда не вернется в прежние, а уроки истории существуют что бы их не забывать.

Журнал "Жасstar", № 1 (39) 2014 2014 г.


[ Вернуться к содержанию ]

НОВЫЙ НОМЕР

№1-2 (51-52) 2017

Архив номеров

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Перейти в фотогалерею

 

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

Просмотреть мероприятия

ПОИСК ПО САЙТУ



 

© 2006 – 2019 Республиканский Союз детских общественных организаций Казахстана «Жулдыз».
Адрес: Республика Казахстан, г. Кошектау, ул. Абая, 112 а, офис 207 (2 этаж). Телефоны: 8 (7162) 502591, 721226, e-mail: sdoozhuldyz@mail.ru
При перепечатке материалов ссылка на источник обязательна. Авторы Интернет-проекта www.zhuldyz.kz: Данил Конищев, Лидия Тришечкина, web: Муратбек Жусупеков.
Авторская группа DALI

Перейти на главную страницу Перейти в форум