Перейти в форум
 
 

Главная страница - Журнал "Жасstаr"

Журнал "Жасstar"

Нам жить в новом мире

«Жас Өнер» музыкальное искусство юных как отражение культуры мира

 Марина МАЛИНОВСКАЯ, магистр педагогики, координатор проекта «Жас Өнер: на пути к культуре мира», г. Астана

Концепция культурологического проекта детского общественного движения Казахстана, представленного опытом общественного объединения «Союз детских общественных организаций «Жудыз» «Дети на пути к культуре мира», равно, как и аналогичными творческими проектами других организаций, одним из ведущих направлений определяют приобщение детей к музыкальному творчеству во всем его многообразии. Именно через призму музыкального (вокального и исполнительского) творчества юных исполнителей осуществляется восхождение юных казахстанцев в понимании, раскрытии окружающего мира. Открытие своего «Я» через собственное видение себя в мире звуков, через свои ощущения мира во всех его противоречиях - к раскрытию своей души, творческого потенциала и восхождения к гармонии и торжеству самоутверждения, самобытности, к успеху. В этом кроется основной замысел проекта «Жас Өнер»: на пути к культуре мира» - международного конкурса юных вокалистов и музыкантов - исполнителей, который, начиная с 2013 года проводится в столице Казахстана г. Астана в рамках программы ООН ЮНЕСКО Десятилетия сближения культур (2013-2022 гг.). Инициатива проведения Десятилетия, одобренная Генеральной сессией ООН в декабре 2012 г., принадлежит Президенту Республики Казахстан Н.А. Назарбаеву. Проект имеет международный статус, так как его соучредителем является крупнейшая в России, да и в Европе, известная своими достижениями Детская школа искусств имени М.А. Балакирева, г. Москва. Со школой искусств ОО СДОО «Жулдыз» связывает многолетняя дружба, истоки которой восходят к общей заинтересованности в развитии детских социальных инициатив и детского общественного движения. Сегодня взаимоотношения этих двух различных по статусу и сути организаций переросли в серьезные партнерские взаимоотношения на солидной профессиональной основе, системообразующим стержнем которых является восхождение юных к олимпам профессиональной культуры мира через различные виды народного творчества, искусства, прежде всего, музыкального. Одним из самых распространенных в истории культуры подходов к пониманию музыкального искусства, равно как и в его созидании, творении, является интерпретация музыки в качестве отражения (модели) мира. Музыка - уникальное социальное явление, феномен, отражающий в различных архетипических формах позиционирование, самочувствие человека в мире, в сложной системе его эмоциональных взаимоотношений с окружающей действительностью, удерживающих в себе «нерастворимый» эмоциональный осадок исторической памяти человечества. Именно поэтому музыкальное искусство во множественности своих проявлений рассматривается как средство построения и как элемент культурной картины мира. В современных работах по исследованию музыки на первый план выходит вопрос о характере взаимодействия музыки и культуры, которое, с одной стороны, предстает как тождество принципов организации внешней по отношению к человеку реальности, а с другой, - как результат интериоризации и самоорганизации внутренней реальности индивида. В музыке, утверждает Т.А. Рыжкова-Дудонова (Москва), человек являет себя как одна из творческих сил природы: он дает бытие некоторым явлениям, которые в природе не порождает никто, кроме него. В звучащих «символических формулах» музыки с предельной остротой и напряженностью концентрируется энергия созидания, энергия самополагания человеческой души. Музыку можно определить как «систему отношений, элементами которой являются субъект (человек) и объект, мир (при ведущей роли субъекта, человека), «потребность» эволюционирующего мира в музыке, а также язык данной системы – язык музыки». Культурный статус музыки, определяется, в первую очередь, теми качествами, которые ей приписываются в ту или иную эпоху, прежде всего, как особому виду искусства. Этот статус зависит от полноты и глубины воплощения средствами музыки «духа времени» ценностных установок, обусловленных культурной картиной мира определенного этноса в определенный период его бытия. Поэтому анализ культурного статуса музыки предполагает исследование не только его конкретно-исторических форм, отраженных и закрепленных в специальных текстах, но и выраженной полифункциональности. Диапазон толкований статуса музыки как системного феномена культуры чрезвычайно широк: начиная от космологических трактовок, где музыка выступает в качестве креативно-гармонизирующего элемента мироздания, до ее узкофункционального рассмотрения как «игры звуков»; от антропоцентрических установок, связывающих музыку только с особенностями человеческого звукового восприятия и с проявлением ничем не ограниченных страстей и эмоций, до логоцентрических построений, в рамках которых музыка понимается как объективация логических структур бытия и мышления, воплощающая математическую выверенность универсальных законов (Т.А.Рыжкова-Дудонова). Как полимерное явление культуры музыка представляет собой один из самых сложных предметов анализа: в ней идеально предстает как «чистый смысл», практически не отягощенный материальным и связанный с выражением духовного потенциала определенной культурно-исторической эпохи, так и личностно-интимная структура человеческой души, что порождает проблему координации личного мировоззрения с общепринятыми художественно-культурными нормами и канонами определенного времени. В личностном плане музыка в отличие ото всех других искусств имеет специфическое отношение к пространственно-временной определенности, поэтому все чаще акцентируется ее экзистенциальный характер. По словам С.Л. Франка, искусство музыки ориентировано не на «бесконечное-вечное» и не на «решение вопроса о том, буду ли я продолжать существование после моей телесной смерти, а о том, обладаю ли я уже сейчас подлинной реальностью, подлинно ли я есмь, или я обладаю лишь призрачным, неподлинным существованием». Именно поэтому приобщение детей к миру музыки, музыкальное воспитание и развитие творческих музыкальных способностей в разнообразных видах музыкальной деятельности, музыкального искусства является чрезвычайно актуальным и востребованным в ХХI веке. Музыка чрезвычайно важна на успешной социализации человека, особенно в детстве! Процесс музыкального созидания (вокального, инструментального) - есть не что иное, как «совершающееся совершенство», вечно ускользающее, процессуально длящееся, аналогичное в своем культурном потенциале акту творения. В культуре она всегда присутствует в своей реально воплощающейся здесь и сейчас перспективе актуализирующегося смысла. «Смысл музыки» во многом обусловлен способностью и потребностью человека в самовыражении, его способностью отразить и развить культурную картину мира, которая определяет его мирочувствование и мировоззрение в данный момент времени. Поэтому, по словам С.Л. Франка, музыка связана с персонификацией бытия. Она являет собой особо сложный вид искусства, сопряженный с реализацией представлений о бытии через эмоционально-чувственные переживания и представления индивида, выражаемые посредством звуков особого рода, их своеобразных сочетаний и гармонии. Психолого-педагогическая ценностная значимость музыки как системного социокультурного явления существует и проявляется в единстве трех своих основных «ипостасей»: - мировоззренческой, придающей бытию, самочувствию ребёнка (человека) смысловую полноту и законченный облик; - личностной, способствующей самовыражению творящего и воспринимающего субъекта (ребёнка); - духовной, осуществляющей медиативную связь, живое общение между индивидом и бытием (ребёнком и окружающим миром). Динамика перечисленных «ипоста- конкретно-исторической ситуацией, местом, занимаемом музыкой в данное время в структуре культурного бытия, ролью, предназначенной ей в культурной истории определенного периода. Все перечисленные показатели влияют на культурный функционал музыки, имеющий выраженную конкретно-историческую спецификацию. Функции музыки в культуре до сих пор исследованы крайне недостаточно. В сложном системном образовании музыкального феномена обычно выделяют следующие функции: смысловую, психологическую, эстетическую, коммуникативную, педагогическую, компенсаторную, социализирующую, магическую, коммуникативную, гармонизирующую, эвристическую, терапевтическую и т.д. В различных культурах их субординация различна и развивается с учетом деления музыки на роды, жанры и стили. Кроме того, на понимание сущности функций музыки влияет выработанное в данное время представление о природе самого музыкального искусства. Истинность вышеизложенных концептуальных позиций проекта «Жас Өнер», нацеленного на восхождение детей к гармонии жизни через музыкальное творчество, самоутверждение средствами музыкального искусства в очередной раз подтвердили результаты Международной конкурсной программы «Жас Өнер», состоявшейся 25-28 апреля 2014 года на базе Дворца школьников имени Махамбета Утемисова в г. Астана. В рамках фестиваля прошел X Московский Международный конкурс славянской музыки школы искусств им. Балакирева г. Москвы. Участники из Акмолинской, Костанайской, Западно-Казахстанской, Мангистауской, Карагандинской областей и г. Астаны продемонстрировали свои способности и таланты. Конкурс проходил в несколько этапов и включал выступления не только вокалистов, но и инструменталистов в разных жанрах, в разных возрастных группах. Вокал, народное пение, домбыра, кобыз, духовые инструменты, баян, аккордеон, гитара, скрипка. Перед членами жюри, в которое входили заслуженные деятели культуры и искусства, стояла нелегкая задача – выбрать лучших из 300 участников. На конкурсе присутствовала Заркуа Инга Рожденовна, директор МБУ ЦКДС «Истоки», лауреат всероссийских и международных конкурсов, преподаватель класса эстрадного вокала, председатель жюри, которая порадовала всех дипломантов и лауреатов конкурса тем, что они стали участниками Московского Международного фестиваля славянской музыки, который проходит по всей России, и в том числе в Казахстане, финал которого будет проходить в канун празднования славянской письменности и культуры. Участникам были вручены дипломы, кубки и памятные призы. Также педагоги по классу эстрадного вокала прошли мастер-класс «Методика работы с детьми по эстрадному вокалу» по авторскому курсу Заркуа И.Р. ОО СДОО «Жулдыз» благодарит всех, кто помог провести такой масштабный конкурс, желает всем энергии и процветания! Все конкурсанты были награждены сертификатами участия в конкурсе, благодарственными письмами, дипломами, журналами, подарками и сувенирами, буклетами и, конечно же, популярными республиканскими изданиями ОО СДОО «Жулдыз»: газетами «Лидер» и «Лидер плюс…», красочными журналами «ЖасStar», «Ребёнок и право». Взрослые, по представлению детских организаций, получили высшую награду детства – специальный нагрудный знак ОО СДОО «Жулдыз» «Золотая звезда «Балалар үшін»! Конкурс прошел отлично! Мы желаем творческих успехов всем участникам конкурса. (В тексте для научного обоснования использованы материалы исследования Татьяны Александровны Рыжковой-Дудоновой, г. Москва, а также фотоматериалы из архивов ОО СДОО «Жулдыз» по проекту «Жас Өнер» 2013-2014 гг.).

Журнал "Жасstar", № 2-3 (40-41) 2014 2014 г.


[ Вернуться к содержанию ]

НОВЫЙ НОМЕР

№1-2 (51-52) 2017

Архив номеров

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Перейти в фотогалерею

 

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

Просмотреть мероприятия

ПОИСК ПО САЙТУ



 

© 2006 – 2019 Республиканский Союз детских общественных организаций Казахстана «Жулдыз».
Адрес: Республика Казахстан, г. Кошектау, ул. Абая, 112 а, офис 207 (2 этаж). Телефоны: 8 (7162) 502591, 721226, e-mail: sdoozhuldyz@mail.ru
При перепечатке материалов ссылка на источник обязательна. Авторы Интернет-проекта www.zhuldyz.kz: Данил Конищев, Лидия Тришечкина, web: Муратбек Жусупеков.
Авторская группа DALI

Перейти на главную страницу Перейти в форум