Перейти в форум
 
 

Главная страница - Журнал "Жасstаr"

Журнал "Жасstar"

Слово - ученому

Движение к консолидации организаторов детских общественных объединений

Андрей МАЛИНОВСКИЙ, кандидат психологических наук, доцент, член Ассоциации исследователей детского движения, заместитель начальника муниципального казенного учреждения «Комитет по социальной политике Александровского района», г. Александров, Владимирская область, Россия

Современное детское движение России сегодня – это многообразная палитра детских объединений. В соответствии с действующим законодательством России, общественное объединение – это добровольное самоуправляемое некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан на основе общности их интересов для реализации совместных целей. В начале 90-х гг. государство отказалось от монополии на деятельность общественных объединений и способствовало росту демократических преобразований в общественной жизни подрастающего поколения. Однако в середине 90-х гг. государственная поддержка вновь созданных детских и юношеских объединений практически прекратилась. В результате образовательные учреждения перестали влиять на детское движение и утратили один из важных механизмов выполнения своих воспитательных функций. В настоящее время в России действует большое число детских общественных объединений самых разных видов и форм. По территориальному охвату можно выделить общероссийские, межрегиональные, региональные и местные объединения. Широко распространены детские организации на базе школ: ученические комитеты, союзы, ассоциации, «республики» и др. Также современные детские объединения можно условно разделить и по направлениям их деятельности. Пионерское движение. В современном виде его представляют Международный союз пионерских организаций – Федерация детских организаций, Межрегиональная организация «Пионерское содружество», региональные, местные обновленные пионерские организации, отдельные дружины, отряды. Скаутское движение. В 1990 году при поддержке зарубежных организаций началось возрождение движения скаутов в России. Однако скауты оказались расколоты: в настоящее время параллельно действуют три всероссийские скаутские организации – Национальная организация российских скаутов-разведчиков, Всероссийская национальная скаутская организация и Российская ассоциация навигаторов-скаутов. Они различаются по форме, идеологии, методике работы и структурной организации. Историко-культурные и туристическо-краеведческие объединения. Их деятельность направлена на возрождение традиций и обычаев отечественной культуры, изучение истории страны, овладение опытом здорового образа жизни, краеведческие экспедиции. Представлены такими организациями, как «Массолит», программами «Путь к истокам», «Родники» и т. п. Военно-патриотические движения ориентированы на изучение и возрождение боевых и героических традиций народов страны, подготовку молодежи к службе в армии, гражданское и патриотическое воспитание. Движение представляют поисковые объединения и отряды, военно-патриотические объединения и организации, Ассоциация военно-патриотических клубов «Стяг», клубы юных десантников, пограничников, штабы участников возрожденных военно-спортивных игр «Зарница», «Орленок», «Перекоп» и др. Экологические объединения занимаются природоохранной деятельностью и экологическим просвещением. Сегодня в России широко распространены региональные и местные детские экологические организации. При поддержке Министерства природных ресурсов РФ создан Детский телекоммуникационный проект «Экологическое содружество». Социально-реабилитационные и волонтерские организации – широкий круг ориентированных на служение обществу движений,которые занимаются добровольческой, благотворительной деятельностью, помощью инвалидам, ветеранам и сиротам, тимуровской работой. Объединения профессиональной подготовки направлены на выстраивание профессиональной карьеры. Это юные журналисты, модельеры, театралы, летчики, географы, космонавты и т. д. Заметны детские экономические организации – например, Межрегиональная общественная организация «Детский бизнес-клуб», союзы юных предпринимателей, детские банки и др. Религиозные детские объединения – организации, деятельность которых направлена на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Например, таково детское православное движение «Вестники», Братство православных следопытов и др. Кроме того, специалисты выделяют спортивные детские общественные объединения, объединения досугового характера (самодеятельные кружки по интересам, клубы общения, любителей современной музыки и др.), а также временные общественные объединения, создаваемые для участия детей в международных, федеральных, региональных программах социально-образовательного содержания. Если представить образ современного детского движения с позиции взрослого организатора детского объединения, то как-то сразу приходит на ум картинка: раскрытые ладони, бережно держащие проросший из семечка цветок. Ладони – взрослые люди, цветок с разноцветными лепестками – дети. Образ не нов, но, на мой субъективный взгляд, отражает суть взаимоотношений в детском движении и его неизменную сущность. Без взрослых любая социальная и гражданская инициатива члена общественного детского объединения либо организации останутся плодом фантазий и лишь хорошим намерением. Главный вопрос: каким должен быть современный взрослый в детском объединении, способный оберегать, поддерживать и развивать и растущую, любопытствующую личность, и союз ее товарищей? Форумы взрослых организаторов детского движения «Ответственный выбор» в 2013 и 2014 годах помогали найти и отобрать эти «ладони», создавая новую демократическую общность взрослых, готовых представлять интересы членов своих детских общественных объединений в партнерском диалоге с государством. Государство уже высказалось по этому поводу, когда 7 декабря 2012 года Комитетом по вопросам семьи, женщин и детей Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации шестого созыва были проведены парламентские слушания на тему «Состояние детского движения в России и перспективы его развития». Кроме рекомендаций парламентских слушаний, которые можно считать этапными, так как в них был обобщен опыт двадцатилетней трансформации единой и единственной пионерской детской организации в многообразное детское движение России на новой законодательной основе, в регионы нашей страны были направлены письма, адресованные руководителям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В письмах содержалось предложение рассмотреть и поддержать Рекомендации парламентских слушаний и Обращение лидеров детских объединений к сверстникам, участникам детских общественных объединений, руководителям государства, депутатам Государственной Думы и представителям гражданского общества. Рекомендации предполагали  создание ресурсных центров для детских объединений, обеспечение информационной поддержки их деятельности, подготовки и реализации социально значимых проектов, обеспечение участия представителей органов государственной власти в координационных советах детского движения, осуществление мониторинга состояния детского движения, налаживание в различных формах диалога с детскими объединениями. Рекомендации ориентировали исполнителей на формирование позиции поддержки детского движения на местах и обращали их внимание на требования к компетенциям взрослых организаторов детского движения в регионах. Эти задачи достаточно сложные, совсем не «детские», предполагающие работу с ресурсами, с информацией, умение вести конструктивный диалог, создавать статусные для власти диалоговые площадки, и без взрослых дети не смогут их решить. Первый форум «Ответственный выбор-2013», проходивший в Истринском районе Московской области, объединил инициативных добровольцев из состава организаторов, координаторов, инструкторов, вожатых детских общественных объединений, методистов, консультантов, исследователей детского общественного движения, журналистов, представителей органов исполнительной власти, творческих союзов для реализации своего стремления включиться в осуществление «Национальной стратегии действий в интересах детей» через обеспечение участия самих детей в ее выполнении и внесении своей лепты в осуществление рекомендаций парламентских слушаний «Состояние детского движения России и перспективы его развития». Ключевым словом первого форума было понятие «консолидация», и в непростых дебатах форум принял «Соглашение об основах делового взаимодействия и содействия консолидации взрослых организаторов детских общественных объединений России». Главным результатом «Соглашения…» стал тезис о том, что в современной социальной реальности взрослые – опора участников детского общественного движения. Впервые была сформулирована миссия для взрослых – активное содействие гражданской самореализации всех участников детского общественного движения. Ответственный выбор-2014. Межрегиональная рабочая группа. Поступательное осуществление идей «Национальной стратегии действий в интересах детей» имеет временной горизонт до 2017 года. В контексте реализации обозначенных в ней подходов, а также развивая инициативу участников парламентских слушаний и решений первого форума, второй форум «Ответственный выбор-2014» был проведен на базе Костромского университета имени Н. А. Некрасова, альма-матер одного из первых пионерфаков, готовившего профессиональные кадры для работы в пионерской и комсомольской организациях страны. Ключевым понятием для этого форума стала категория «взаимодействие». Надо отметить, что проблема второго форума «выросла» из результатов обсуждения и дискуссий, проходивших в Подмосковье. Из понимания необходимости объединиться для решения общих задач детского движения, оформляющегося как один из институтов гражданского общества. Из системного процесса соотнесения целей всех участников детского движения, имеющих свой статус, полномочия, функции и сферу влияния. Процесс этот включал несколько этапов. От ответа на вопрос о назначении взрослого в детском общественном объединении до поиска оптимальных форм взаимодействия взрослых организаторов детского движения России. Среди участников сбора 2014 года только 10 % работали в программе первого форума. Фактически это были «новые» для «Ответственного выбора» люди, но люди неравнодушные, не желающие «отсиживать» рабочие заседания и мероприятия программы, знающие проблему консолидации изнутри, приехавшие добровольно и с желанием высказаться на дискуссионной площадке. Перед участниками встречи была поставлена задача – ознакомиться с материалами, прочитать итоговые документы и высказать свое мнение о результатах форума 2013 года. В коротких и содержательных дебатах большинство представителей регионов приняли подходы и выводы первого форума и с этих стартовых позиций продолжили свою работу. Участие журналистского цеха, которого явно не хватало год назад, порадовало собравшихся и позволило создать разноплановое информационное предложение. Обмен опытом, идеями, дискуссии о презентациях, которые рассказывали об успешных формах взаимодействия в регионах, – все это позволило взрослым организаторам, инструкторам, руководителям, координаторам и консультантам детских общественных объединений, а также взрослым, обеспечивающим государственную поддержку развития детского общественного движения, установить неформальные, творческие и деловые контакты. Отдельной темой проблемного диалога в один из трех дней работы форума стало обсуждение вопроса о создании ответственной организации в формате общественно-государственного партнерства – межрегиональной рабочей группы по координации и взаимодействию детских общественных объединений России. Такая группа была создана, и был определен конкретный план действий. Это решение форума о создании межрегиональной группы так же, как и сам Форум, можно отнести к событиям в социальном мире детского движения. Почему? Во-первых, в современной истории организованного детства ни одна из образовавшихся организаций не взяла на себя функцию объединяющего начала, все «разошлись» и заняли партийные, содержательные, мегаполисные, региональные и традиционные ниши. У государства не стало партнера, который бы добровольно брал на себя ответственность представлять новое лицо детского движения. Во-вторых, впервые за прошедшие 20 лет становления детского движения образовался выборный общественный межрегиональный организационный центр, призванный сближать и объединять непохожие и разные детские объединения. Этот консолидирующий центр образовался, когда стали проявляться системные проблемы организованного детства: наряду с многообразием и разноцветностью детских объединений, в нем преобладает стихийность и неконсолидированность в функционировании; руководители детских объединений, наряду с самодостаточностью, не приобрели необходимых компетенций и опыта работы в системе отношений «общество – государство», разучились разговаривать с государством и продвигать социально позитивную сущность детского движения, остаточно думая, что «государство должно»; во многих субъектах Российской Федерации отсутствует или слабо развита инфраструктура поддержки детских общественных объединений. Поэтому создание неформального и инициативного центра, открытого для всех детских объединений и организаций, имеющих желание формировать лицо современного детского движения, в каком-то смысле – событие. Ведь межрегиональной рабочей группе предстоит стать ответственным социальным партнером, заявить о себе обществу не только разовыми локальными акциями, но и готовностью объединять взрослых, причастных к детским общественным объединениям. В чем особенность и значимость группы? Межрегиональная рабочая группа – независимый коллегиальный координационный орган, осуществляющий свою деятельность на общественных началах, на основе добровольного участия взрослых, причастных к организации и поддержке детского общественного движения. Впервые за многие годы свободное сообщество профессионалов выбирает по желанию достойных взрослых, осознающих и умеющих доказать свою готовность к подобной деятельности. Межрегиональная рабочая группа создана с целью содействия консолидации и координации усилий взрослых организаторов детского общественного движения и взрослых, поддерживающих детское общественное движение. Объединяет соратников и единомышленников, открытых для диалога. Межрегиональная рабочая группа выполняет организаторскую, экспертную, методическую, координационную, информационную, имиджевую функции, а также функцию документоведения. Формирует статус детского движения как социального партнера в современном обществе. Ответственный выбор-2014. Проблема взаимодействия. В ситуации, когда детское движение существует благодаря государственной поддержке, а не государственному обеспечению, проблема выстраивания отношений с властью, бизнесом, семьей, школой, институтами гражданского общества становится жизненно необходимой для детского общественного объединения. Взаимодействие взрослых организаторов детских объединений, родителей и взрослых, обеспечивающих государственную поддержку детских общественных объединений или действующих в интересах детей, – ключевой вопрос дискуссии на форуме. При всем множестве подходов, предложенных участниками обсуждения, обобщая их высказывания, спустя некоторое время после форума, необходимое для анализа, наверное, можно говорить и рассматривать социально-пространственные модели взаимодействия взрослых организаторов детского общественного движения, сложившиеся в современной практике. Основанием для выделения моделей может стать личная активность и деятельность взрослого организатора детского объединения, выраженная в сформированном и сконструированном им социальном пространстве жизнедеятельности и объединения, и самого взрослого, субъектная насыщенность этого пространства (родители, муниципальные учреждения, люди, церковь, музей, школа, турбазы и т. п.). Модели взаимодействия могут быть: «зонтиком» – взрослый организатор детского объединения, детское объединение и окружающие его социальные партнеры, способствующие достижению целей сообщества; «облаком» – взрослый организатор детского объединения, иные детские объединения и их руководители, окружающие социальные партнеры, взаимодействующие по определенным правилам и стандартам ради достижения общих интегрированных в данное социальное сообщество целей, расширяющее внутриорганизационную деятельность объединений; «гибридным облаком» – взрослый организатор детского объединения, детские объединения и окружающие социальные партнеры, относящиеся к определенному институту гражданского общества и взаимодействующие по определенным правилам и стандартам ради достижения целей объединений. Практически модели взаимодействия реализуются посредством применения ряда технологий, обсужденных на форуме: диалоговая площадка на любом уровне власти и управления; заочная, виртуальная (портал) диалоговая площадка; информационная площадка для диалога, медиадискуссия средствами СМИ; договор о взаимодействии между детскими общественными объединениями и органами исполнительной власти; национальное соглашение о совместных действиях («Национальной стратегии действий в интересах детей»). Главным показателем от реализации модели взаимодействия сегодня можно рассматривать как сам процесс, так и результат взаимодействия в формализованных отношениях субъектов детского движения, официально зафиксированных в документе (договоре), в сообщениях, статьях, репортажах, в средствах массовой информации, совместном заявлении, подписании протокола о намерениях, обращении и т. п. В целом проблема взаимодействия сложна, и даже наличие определенного государственного «заказа», направленного на формирование прогрессивного детского движения и кластера ответственных взрослых (май 2012 г. – встреча руководителя Государственной Думы С. Е. Нарышкина с представителями детского движения Москвы; декабрь 2012 г. – парламентские слушания «Состояние детского движения России и перспективы его развития»; июнь 2012 г. – Указ Президента РФ В. В. Путина «О Национальной стратегии действий в интересах детей»; май 2013 г. – первый межрегиональный форум «Ответственный выбор»), не упрощает решение задач более предметного делового взаимодействия организаторов детского движения. Результаты дискуссий второго форума позволяют сформулировать проблему и тематику третьей встречи: тактики и стратегии взаимодействия взрослых организаторов детских объединений по консолидации и управлению детским движением, а также нормотворческие инициативы центров консолидации взрослых от муниципального до национального уровня. После форума. В последнее время все более очевидны потребности общества   развитии детского движения и формировании не детско-молодежной, молодежной, а именно целостной политики государства в отношении детей, политики в отношении детских общественных объединений, реализующих фундаментальное право ребенка на участие в процессе принятия решений, которые способны повлиять на его жизнь. Для системной политики неободим кадровый корпус специалистов в области детского движения. Готовность современного кадрового корпуса организаторов детского движения характеризуется не столько возрастными критериями, сколько степенью погруженности в проблему организованного социального детства. Дети – это особая социально-демографическая группа, имеющая возрастные границы от рождения до 18 лет. Вместе с тем, современный подросток 12–13-ти лет приобретает социальный опыт и социальную зрелость, приближающие его к категории «молодежь». Он не только обладает своеобразной субкультурой, специфическими потребностями, интересами и правами, но и неспособностью в достаточной степени их отстаивать и защищать, что требует особого участия взрослого, который своей деятельностью и формирует будущий стратегический ресурс любого государства, основу его жизнеспособности – молодежь. Дети, как и молодежь, могут при особой поддержке взрослых быть не только объектом, но и субъектом политики в отношении социального движения. Субъектность детского движения должна предполагать не остаточность, а приоритетность создания инфраструктуры поддержки детского движения от муниципального до национального уровня. Формирующаяся в отношении детского движения современной России политика государства развивается посредством пошагового подхода и уже привела к формированию новой отрасли знания о детском движении – социокинетики. Вопросы, поднимаемые наукой о детском движении: о месте и роли взрослого в современном детском общественном объединении, имиджевой культуре детского общественного объединения, особенностях социального проектирования в деятельности детского общественного объединения, коммуникативной культуре организаторов детского общественного объединения, – вызывают интерес и очень прагматичны. Успешно приобретенные знания и опыт могут стать основой для разработки системной политики в отношении детского общественного движения, ориентированной как на детей в целом, так и на активистов движения. В основу формирования системной государственной политики по отношению к детскому общественному движению должен быть заложен и реализован межсекторальный подход от муниципального до федерального уровней власти, предполагающий взаимодействие различных ведомств и внутриведомственных структур в интересах всех участников – детей и взрослых. Подход, основывающийся на профессиональной подготовке организаторов детского общественного движения и специализации управленческих кадров, обеспечивающих его поддержку. Дети, взрослые, ответственные за принятие государственных решений в области детства, лидеры детских общественных объединений, сами детские общественные объединения должны привлекаться к процессу определения приоритетов, экспертной оценке решений, принимаемых в рамках политики по отношению к детскому движению, и это должно стать нормой, внесенной в необходимые государственные законы и акты. Внедрение и реализация принципа соуправления, совместного управления процессом принятия решений в интересах детского общественного движения сегодня, как никогда, актуально и значимо.

Журнал "Жасstar", №1 (43) 2015 г. 2015 г.


[ Вернуться к содержанию ]

НОВЫЙ НОМЕР

№1-2 (51-52) 2017

Архив номеров

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Перейти в фотогалерею

 

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

Просмотреть мероприятия

ПОИСК ПО САЙТУ



 

© 2006 – 2019 Республиканский Союз детских общественных организаций Казахстана «Жулдыз».
Адрес: Республика Казахстан, г. Кошектау, ул. Абая, 112 а, офис 207 (2 этаж). Телефоны: 8 (7162) 502591, 721226, e-mail: sdoozhuldyz@mail.ru
При перепечатке материалов ссылка на источник обязательна. Авторы Интернет-проекта www.zhuldyz.kz: Данил Конищев, Лидия Тришечкина, web: Муратбек Жусупеков.
Авторская группа DALI

Перейти на главную страницу Перейти в форум