Перейти в форум
 
 

Главная страница - Журнал "Жасstаr"

Журнал "Жасstar"

Слово ученому

Об участии детей в строительстве «Мира, пригодного для жизни детей»

Если отвлечься от привычного нам «взрослоцентризма», то следует признать, что строительство «мира, пригодного для жизни детей», происходит каждодневно не только в кабинетах органов государственной власти и в многочисленных детских учреждениях. Внутри созданных государством и общественностью учреждений, на бесконтрольных со стороны взрослых просторах улиц и площадей, в подземных переходах и в домовых подъездах, на уютных парковых лужайках и садовых полянах, в виртуальных пространствах Интернета и в реальных пространствах школьных коридоров, в соприкосновении со всеми благами и пороками современной цивилизации творится «мир, пригодный для жизни детей» по разумению самих же детей. Разумение это столь же разное как и до полярности разное разумение взрослых. Соответственно ему и творение.
В этом мире, похожем и непохожем на взрослый, можно встретить «богемноподобное» проматывание времени «юной элитой», «бомжирование» несовершеннолетних безнадзорных, взлеты «раскручиваемых» малолетних «звезд», националистическую «нетерпимость» скинхендов, имитирующих солидарную организационную общность «идущих вместе»… В том же мире удивляющие реальными достижениями юные таланты, добросовестные учащиеся, заботливые дети, малолетние «трудяги»… В нем же эгоисты и альтруисты, беспокойные и пассивные, открытые к миру и замкнутые в своем мирке…
Детский мир, как и взрослый, встроен в общий мир, в котором все взаимосвязано, все находится во взаимодействии, все вместе творит день сегодняшний и день завтрашний.
Принципиальное отличие детского мира, его главная особенность лишь в том, что это мир, растущий и вырастающий, впитывающий и отвергающий, наследующий и изменяющий, устремленный в будущее и несущий веру и желание его лучшего обустройства. Мир, в котором таится энергии не меньше, чем в мире взрослых. Игнорировать – это значит пребывать в иллюзии, что дети лишь объект воздействия, что они не живут, а лишь готовятся к жизни, что повзрослевшие дети с благодарностью примут все, что натворили взрослые. Реальная, естественная жизнь – это партнерство, сотрудничество людей всех возрастов и в семье, и в обществе, и в государстве. Важно только найти механизмы обеспечения оптимальности такого партнерства и сотрудничества.
В одной из школ Гродненской области была традиция: ученики каждого класса совместно с классным руководителем думают, как им хотелось бы, чтобы выглядел их класс, делают эскизы, подбирают обои и затем осуществляют задуманное. Классные кабинеты не похожи друг на друга, и ребята дорожат тем, что это они сами обустроили среду своей повседневной учебной работы. Во многих школах ребятам позволяют по своему плану обустроить территорию школьного двора, предусмотреть на ней уголки для отдельных классов.
Встречаются коллективы, в которых сообща разрабатывают и принимают «законы» и правила отношений и взаимодействия на каждый учебный год, а затем ребята сами же контролируют исполнение своеобразного «общественного договора». Таким законам и правилам следуют охотнее, и они сохраняются в памяти лучше, чем те, которые настолько привычно висят в школьных коридорах, что на них даже не обращают внимания.
Участники детского объединения «Новое поколение» г. Нерехты, обсудив вопрос «Что мне не нравится в окружающей жизни и что я могу изменить?», разработали масштабную программу действий по участию в улучшении жизни в своем городе. Их руками были построены снежные городки в детских садах, выращена и высажена рассада на клумбы городского центра, побелены деревья на главной улице, организованы постоянно действующие трудовые отряды. Не были забыты и проблемы собственного досуга, организация турниров, соревнований, познавательных и развлекательных мероприятий.
Как-то пришлось услышать, как учащиеся одного из классов дружно бойкотировали уроки учительницы, которая допустила бестактность по отношению к девочке этого класса. С точки зрения педагогики, проповедующей, что «учитель всегда прав», оценка поступка ученического коллектива понятна. А с точки зрения Конвенции прав ребенка? К чести администрации школы, солидарный детский протест был правильно оценен.
«Участков», требующих обустройства и улучшения в нашей жизни, доступных для участия детей, достаточно. Важно, чтобы их научились видеть сами дети, чтобы они не оставались безучастными к тому, что изменить к лучшему в их силах. А еще важно, чтобы взрослые не отбирали у детей возможность участвовать в том, что они могут делать.
Мне надолго запомнился эпизод из прошлого. Выездной пленум обкома комсомола начался с того, что все его участники «наводили порядок» в детском доме. При этом никому не пришло в голову включить в эту дружную и нужную работу воспитанников самого детского дома, хотя бы состоящих членами того же союза молодежи. Воспитанники с интересом наблюдали, как приехавшие к ним делают, в том числе и то, что доступно по силам юным хозяевам. Потом мы удивляемся, откуда у наших граждан иждивенческая позиция, почему по вопросу замены лампочки на лестничной площадке взрослые люди обращаются к Президенту страны.
Наверное, есть смысл внимательно перелистать страницы истории Всесоюзной пионерской организации. В ней немало примеров участия детей и в делах общегосударственной значимости.
Можно критически отнестись к «борьбе пионеров за промфинплан», но если подумать не о конкретной овзросленной акции, а о подходе, о принципе, то в этом что-то есть. А в значимости для детей и для социума реального участия пионеров в ликвидации неграмотности в конце 20-х – начале 30-х годов прошлого века вряд ли стоит сомневаться. Осмысленные исторические факты могут дать немало подсказок для современности.
Обычно участие детей организуется в составе классов, в составе кружков, секций, клубов или иных объединений, существующих при различных учреждениях дополнительного образования. Т.е., объединениями внутри системы государства. Сущностно – это есть участие детей в управлении созданными для них, а точнее из них, социальными организациями. Особенности такого участия в том, что взрослые делегируют детям какие-то права и какие-то обязанности в решении вопросов жизни государственного образовательного учреждения. Такое участие детей, безусловно, имеет положительное значение.
К сожалению, вопросы ученического самоуправления в последнее десятилетие «зависли» или заменяются игровой имитацией государственного управления («школьные выборы» со всеми нюансами выборных технологий, «школьные парламенты» с непонятными функциями, «ученики-президенты», а порой и «короли», «князья», «герцоги» и пр.). В таких формах участия существуют ограничения для проявления инициативы и творчества детей. Исполнение делегированных прав и обязанностей осуществляется в определенных рамках, устанавливаемых и контролируемых инициаторами делегирования, т.е. взрослыми.
Истинное участие – это выбор дел по собственной инициативе, исполнение по внутреннему побуждению, выполнение задуманного по собственному видению, восприятие результатов как собственных успехов, так и неудач.
Отсюда необходимость стимулирования самоорганизации детей в обустройстве собственной и улучшении окружающей жизни. Другими словами, помощь детям в создании общественных объединений. Подчеркнем, общественных объединений самих детей, а не объединений для детей.
Участие детей зависит от тех взрослых, которые непосредственно находятся в контакте с детьми. От их общего взгляда на мироустройство, на взаимоотношения поколений и на свое предназначение во взаимодействии с детьми. Взрослые есть взрослые. Им, в силу жизненного опыта, подготовленности, образованности, взрослого «долженствования», в том числе, дано быть настолько мудрыми, чтобы понимать необходимость диалогических, партнерских взаимоотношений с детьми. Именно взрослые могут создавать «барьеры» непонимания или пространства взаимодействия, взаимной озабоченности окружающим миром и совместной заботы об его обустройстве.
Главное условие, обеспечивающее участие детей, – это когда дети не ограждаются взрослыми от реальных проблем семьи, школы, общества, государства, а открыто посвящают в них детей и помогают им определить свое участие в их решении.
Вспомним старые времена. В крестьянских или рабочих семьях детей ведь практически не воспитывали в строго «учебническом» понимании, а вовлекали в решение проблем семейного жизнеобеспечения. «Мужичка с ноготок» трудно представить в роли воспитанника. Он труженик в такой же мере, как и его родители. Но разве такая забота о выживании семьи не есть реальная жизнь, реальное приобретение жизненного и социального опыта и соответственно жизненно обусловленное реальное социальное воспитание?
Сегодняшние дети, конечно, хотят играть, развлекаться, просто общаться. Но дети же, пока их от этого не отлучают взрослые, желают в меру своих сил и возможностей вместе со взрослыми творить мир, в котором они живут сегодня и в котором им предстоит жить завтра. Об этом говорится во всех исследованиях специалистов по возрастной психологии. Как помочь им в этом – в трудах Шацкого, Сороки-Росинского, Крупской, Макаренко, Сухомлинского, Иванова и многих других.
Активные подростки, как и активные граждане, всегда создавали трудности для людей, озабоченных главным образом не интересами дела, а сохранением собственной власти (маленькой в семье, в классе, в школе, или большой в городе, области, отрасли, государстве).
Но активные подростки – перефразируя Н.К. Крупскую – «иной качественный состав» школы, иное качество юных и со временем взрослых граждан. Они мешают главным образом тем, кто надеется, что идеал общества – это манипулятивная демократия, а не подлинное общественное самоуправление, где каждый гражданин думает о государстве как будто он глава правительства.
Анатолий Кирпичник,
кандидат психологических наук, профессор
Костромского государственного университета
им. Н.А. Некрасова

Журнал "Жасstar", № 2 (44) 2015 2015 г.


[ Вернуться к содержанию ]

НОВЫЙ НОМЕР

№1-2 (51-52) 2017

Архив номеров

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Перейти в фотогалерею

 

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

Просмотреть мероприятия

ПОИСК ПО САЙТУ



 

© 2006 – 2019 Республиканский Союз детских общественных организаций Казахстана «Жулдыз».
Адрес: Республика Казахстан, г. Кошектау, ул. Абая, 112 а, офис 207 (2 этаж). Телефоны: 8 (7162) 502591, 721226, e-mail: sdoozhuldyz@mail.ru
При перепечатке материалов ссылка на источник обязательна. Авторы Интернет-проекта www.zhuldyz.kz: Данил Конищев, Лидия Тришечкина, web: Муратбек Жусупеков.
Авторская группа DALI

Перейти на главную страницу Перейти в форум