Перейти в форум
 
 

Главная страница - Журнал "Жасstаr"

Журнал "Жасstar"

Слово - ученому

О коллективной организаторской деятельности детского общественного объединения

Коллективная организаторская деятельность – такое словосочетание появилось в словаре специалистов, причастных к детскому движению, в 1950-х годах. Его официальной презентацией можно считать статью Игоря Петровича Иванова в академическом журнале «Советская педагогика» № 11 за 1958 год. Называлась она «О коллективной организаторской деятельности пионеров». С тех пор прошло немало лет. Многое изменилось в стране и в общественной жизни детей. Но идея, предложенная И. П. Ивановым, разработанная им технология не теряет своей актуальности.
Заметим, что в работах И. П. Иванова коллективная организаторская деятельность рассматривалась как методика «развития инициативы и творческой активности подростков», как один из воспитательных «инструментов» в руках педагогов. По-другому быть и не могло, поскольку в те времена было положено начало проведению через детскую (всесоюзную пионерскую) организацию всей воспитательной работы школы. Ответственность за это «проведение» была возложена на классных руководителей, которые невольно становились руководителями и первичных звеньев детской организации.
Нельзя сказать, что предложенная 
И. П. Ивановым методика получила массовое распространение. Ею проникались и внедряли в практику главным образом энтузиасты – творческие педагоги и организаторы детских объединений.
Обращаясь к идее И. П. Иванова сегодня, мы должны учесть ряд важных обстоятельств. Прежде всего, изменение акцентов в определении явления детского движения и составляющих его детских объединений. И само детское движение, и государство, и общество в целом все более осознают и признают общественный статус организации детей. Детское общественное объединение становится тем, чем оно и должно быть согласно принятому названию – объединением детской активности, причем активности сверхнормативной, если не по умению, то по желанию к такому уровню ее проявления. Иными словами, активность и инициатива из цели превращаются в исходно необходимое условие самого существования общественного объединения детей.
Второе важное обстоятельство заключается в том, что в современном детском общественном объединении подросток не может оказаться только потому, что он является членом объединения административного (отряд-класс). В общественное объединение каждый вступает добровольно и в случае неудовлетворенности мерой своего участия или своим статусом может также добровольно из него выйти. В объединении детей общественном не может быть разделения на актив и пассив. В нем у каждого равные права и ответственность относительно друг друга и общего дела.
Третье обстоятельство заключается в том, что атрибутивным свойством детского общественного объединения является деятельность, при этом совместная. А совместная деятельность предполагает ее разделение на части, поручение выделенных действий отдельным участникам или специально создаваемым группам. Разделенная деятельность требует согласования действий, их синхронизации по времени и месту, т.е. организации.
Учитывая указанные обстоятельства, следует признать, что коллективная организаторская деятельность для детского общественного движения не имеет альтернатив.
Сделав такое утверждение, следует рассмотреть подробно, что же такое коллективная организаторская деятельность?
Начнем с уточнения известных нам понятий. Под деятельностью обычно понимают систему действий человека (группы людей), которая приводит к достижению определенной цели. Достижимой целью может быть освоенный объем знаний, обработанный участок земли, посаженное дерево, нарисованная картина, выполненный спортивный норматив, изготовленная модель, оказанная помощь другому человеку... Такая деятельность, в которой есть реальный конечный результат, называется целевой.
Для реализации именно целевой деятельности собираются подростки в общественные объединения. Какой именно целевой деятельности, каковы ее характеристики и особенности – разговор отдельный. В рамках нашей темы важно отметить, целевая деятельность всегда обеспечивается другой – организаторской деятельностью.
Вспомним, что одно из значений слова «организация» – приведение в определенный порядок. Организаторская деятельность – это деятельность по упорядочиванию действий в процессе целевой деятельности. Если целевую деятельность выполняет один человек, то он сам себе организатор, обеспечивающий определенный порядок собственных действий в направлении к заданной цели. Когда же речь идет о целевой деятельности, в которой участвуют несколько человек, тем более коллектив людей, говорят об особом виде деятельности – организаторской. И выполняют эту деятельность специально назначаемые (избираемые) организаторы-руководители или инициативно выделившиеся лидеры-организаторы.
В деятельности любого организатора, как отмечают специалисты (Л. И. Уманский, А. Н. Лутошкин и др.), можно выделить несколько основных этапов.
Старт – получение задания.
1-й этап – определение цели и усвоение задач;
2-й этап – обеспечение работы (условия, средства, исполнители);
3-й этап – планирование работы и распределение обязанностей;
4-й этап – оперативное руководство (согласование, учет, контроль);
5-й этап – анализ эффективности и подведение итогов работы.
Финиш – отчет о выполнении задания.
На каждом из указанных этапов организатор использует определенные способы и средства, позволяющие более-менее успешно вести участников совместной работы к достижению намеченного результата. Последнее особенно важно отметить, поскольку это значимо для наших последующих размышлений об организаторской деятельности, но уже коллективной.
Коллективная, как известно, означает вместе, сообща, совместно… В современном менеджменте, в управленческой практике (а организаторская деятельность – в этом же ряду) – команда-организатор, группа-организатор и т.п. достаточно распространенное явление. Но, будем иметь в виду, что речь идет в подобных случаях о коллективной деятельности группы управленцев, организующих работу других людей.
Понятие «коллективная организаторская деятельность», идущее от 
И. П. Иванова, наполнено иным содержанием. В нем вместе, сообща, совместно все члены детского объединения, коллектив в целом, а не только взрослый, или группа активистов. Это может быть не только желаемым, но и возможным при условии, что имеют место быть способы и средства коллективного осмысления задания, определения цели и задач, коллективного планирования и коллективной реализации иных этапов организаторской деятельности. Обращаясь к наследию 
И. П. Иванова, такие способы и средства можно обнаружить.
Возьмем один из самых непростых этапов организаторской деятельности – определение задания, цели и усвоение задач. Как можно коллективно выполнить эти действия? Видимо, по аналогии с тем, как это делает взрослый руководитель детского объединения индивидуально. Задумываясь над тем, на что направить силы руководимого детского объединения в ближайшее время, взрослый, скорее всего, вспомнит о тех вопросах, которые возникали у него, глядя на ближайшую к точке базирования территорию, о впечатлениях, оставленных встречами с людьми разных поколений, о чувствах, переполнявших в моменты детских откровений… Сможет заглянуть и в методическую литературу, и в газеты, описывающие опыт работы коллег. Поинтересуется примечательными датами в календаре. Не исключаются возможности посоветоваться с родителями и педагогами ребят, с интересными людьми ближайшего социума… Этот ряд предварительных действий взрослого может быть более продолжителен и завершится он решением о постановке конкретных целей и задач.
Похожие действия могут стать обязательными и традиционными в организации коллективной жизни участниками детского общественного объединения. У И. П. Иванова можно позаимствовать и конкретныйспособ их проведения – разведка дел и друзей. В разведку предлагается направляться небольшими группами с заданием определить возможные дела для включения в план общей работы коллектива. Маршруты «разведчиков»: «Родная школа», «Окружающая жизнь», «Микрорайон», «Семья и родные», «Родная природа», «Далекие друзья», «Детские газеты и журналы», различные радиопередачи. В этот перечень необходимо добавить и знакомый современным ребятам маршрут по сайтам детских объединений в Интернете.
Осмыслению целей и задач совместной деятельности могут способствовать и такие приемы, как конкурс на лучшее предложение к плану или на лучший проект дела, анкета предложений «Что ты хотел бы сделать?», «Для кого?» и т.д.
Важный этап коллективной организаторской деятельности – планирование детским общественным объединением своей работы. В технологии, предложенной И. П. Ивановым, это происходит после всех подготовительных действий на общем сборе-старте. Предложения и их обсуждение при составлении плана развертывается вокруг вопросов о том, для кого хотят ребята выполнить те или иные дела: для своего коллектива; для окружающих людей, для родного города, края; для далеких друзей. Одновременно принимаются решения о том, что будет сделано, кто участвует, с кем вместе будет выполняться коллективное дело, кто организует, где и когда работа будет сделана.
Коллективная организаторская деятельность на этапе выполнения намеченных планов включает различные способы и средства обеспечения взаимодействия участников целевой деятельности, учета выполненных частей общей работы, контроля объема и сроков, оказания поддержки, необходимой помощи, создания соответствующей эмоциональной окраски рабочего процесса. Среди чисто организационных приемов, уместных на этом этапе, могут быть советы дел, работа командиров малых творческих групп, чередование творческих поручений микроколлективам, чередование дежурных командиров, общий сбор «по тревоге», выпуск газет-«молний» на различных материальных или информационных носителях и др.
Этап завершения коллективной организаторской деятельности предполагает коллективное обсуждение и оценку сделанного. Начало такого обсуждения происходит в микрогруппах, а затем на общем сборе-«огоньке». Участникам предлагается высказаться по вопросам-задачам такого типа: что нам удалось и почему? Что не получилось и почему? Какие уроки извлечем на будущее? Сбору-«огоньку» могут предшествовать некоторые действия, которые помогут оживить обсуждение, сделать его более продуктивным. Среди таких действий может быть проведение анкеты-оценки с вопросами: Что больше всего понравилось? Почему? Чему научились? Чему и кого научил сам? Уместны подготовка стенных и видеогазет, проведение линейки с творческими рапортами и др.
Представив в общих чертах основные положения коллективной организаторской деятельности, следует отметить, что любая организаторская деятельность, даже опираясь на некоторый более-менее жесткий алгоритм, не может быть шаблонной. Она требует наполнения нетрадиционными, иногда неожиданными приемами, привлекательными, эмоционально насыщенными способами «обрамления». Именно поэтому коллективная организаторская деятельность И. П. Иванова по мере своего развития приобрела большую известность как коллективная творческая деятельность.
Следует также отметить, что любая организаторская деятельность, будучи в принципе нейтральной относительно ценностных особенностей целевой деятельности, все же не может быть абсолютно независимой от значимости тех целей, на достижение которых сориентировано детское общественное объединение. 
И. П. Иванов в своих работах чаще всего акцентирует внимание на формуле, выраженной Н. К. Крупской и не потерявшей значения и в наше время: «Быть пионером – значит принимать участие в улучшении окружающей жизни, думать над тем, как это сделать».
Коллективная организаторская деятельность, как любая деятельность, требует от ее участников необходимой подготовки. Такая подготовка возможна только в процессе участия в ее осуществлении. А также при проявлении терпения и оказания особой поддержки и помощи со стороны взрослых. По большому счету, призвание взрослого в детском общественном объединении – быть организатором общественной самостоятельной деятельности детей. Если сказать по-другому – быть организатором коллективной организаторской деятельности объединившихся детей. При этом важно не упустить важнейший смысл взаимодействия взрослых и детей в общем коллективе, сформулированный 
И. П. Ивановым как содружество поколений, основанное на общей гражданской заботе об улучшении окружающей и своей жизни.
Коллективная организаторская деятельность – это способ обеспечения участия каждого подростка, вступившего в детское общественное объединение, в управлении общими делами, это возможность каждого участника детского движения ощущать себя соавтором принимаемых решений и деятельным субъектом их реализации, в конечном счете – это механизм, создающий основания для чувства «хозяина в своей организации».
Анатолий КИРПИЧНИК,
кандидат психологических наук, профессор
Костромского государственного университета
им. Н. А. Некрасова, Российская Федерация

Журнал "Жасstar", №3-4 (45-46) 2015 2015 г.


[ Вернуться к содержанию ]

НОВЫЙ НОМЕР

№1-2 (51-52) 2017

Архив номеров

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Перейти в фотогалерею

 

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

Просмотреть мероприятия

ПОИСК ПО САЙТУ



 

© 2006 – 2019 Республиканский Союз детских общественных организаций Казахстана «Жулдыз».
Адрес: Республика Казахстан, г. Кошектау, ул. Абая, 112 а, офис 207 (2 этаж). Телефоны: 8 (7162) 502591, 721226, e-mail: sdoozhuldyz@mail.ru
При перепечатке материалов ссылка на источник обязательна. Авторы Интернет-проекта www.zhuldyz.kz: Данил Конищев, Лидия Тришечкина, web: Муратбек Жусупеков.
Авторская группа DALI

Перейти на главную страницу Перейти в форум