Перейти в форум
 
 

Главная страница - Журнал "Жасstаr"

Журнал "Жасstar"

Слово - ученому

Методика формирования нравственных ценностных ориентаций членов детских общественных объединений

2015 г. – Год Молодежи. Будущее белорусского общества во многом зависит от молодого поколения. От того, какими станут и какой выбор сделают современные подростки. Родители, педагоги, государственные учреждения и общественные объединения надеются на выбор подростками нравственных ценностей, от которых зависит стабильность и прогрессивное развитие белорусского общества. Ориентация на эти ценности определяет нравственную зрелость, активную гражданскую позицию и патриотизм, которые реализуются в деятельности и поведении подростков.
Потребность общества в воспитании нравственно зрелой, активной, творческой и ответственной личности определяет необходимость создания условий для формирования нравственных ценностных ориентаций подростков в семье, учреждениях образования, детских общественных объединениях. Одним из основных условий является разработка и использование эффективных методик, методов и форм формирования нравственных ценностных ориентаций.
Актуальность разработки и использования эффективных методик, методов и форм формирования нравственных ценностных ориентаций подростков обусловлены наличием противоречий между: социальным заказом общества на воспитание нравственно зрелой личности и условиями социальной среды, которые не всегда благоприятствуют ее формированию; необходимостью формирования нравственных ценностных ориентаций членов детских общественных объединений и недостаточным использованием их воспитательного потенциала; потребностью педагогической практики в научном осмыслении процесса воспитания в современных детских общественных объединениях и недостаточностью научных исследований, раскрывающих его теоретические и методические основы.
Названные противоречия актуализируют проблему теоретического обоснования, разработки методики и методического обеспечения процесса формирования нравственных ценностных ориентаций подростков в детских общественных объединениях.
К сожалению, многие родители, педагоги, образовательные менеджеры, лидеры детских общественных объединений испытывают затруднения и проблемы в процессе нравственного воспитания подростков, которые связаны с их недостаточными знаниями, умениями в области использования методик, методов и форм формирования нравственных ценностных ориентаций личности.
Одним из возможных вариантов решения противоречий и проблем является предложенная методика формирования нравственных ценностных ориентаций членов детских общественных объединений.
Эффективность методики в целом и конкретных методов в частности подтверждается результатами научных исследований. В 2013-2015 гг. проведено исследование мнений экспертов, которые являются организаторами и руководителями детских общественных объединений. В исследовании с помощью метода экспертных оценок приняли участие 242 эксперта: заместители директоров по воспитательной работе, педагоги-организаторы, методисты, педагоги социальных учреждений образования из различных регионов Республики Беларусь. Эксперты (респонденты) подтвердили актуальность апробации и внедрения методики формирования нравственных ценностных ориентаций подростков в детских общественных объединениях.
Методика экспериментально ап-робирована и широко используется в деятельности пионерских дружин, первичных организаций ОО «БРСМ» и других детских и молодежных объединений, функционирующих на базе учреждений образования Республики Беларусь.
Основная часть
Перед тем, как начать описание методики, необходимо определить основные понятия. Что нужно формировать, в каких условиях, каким образом?
Методика направлена на формирование нравственных ценностных ориентаций подростков в детских общественных объединениях.
Нравственные ценностные ориентации – это интегративные личностные образования, выражающееся в направленности личности на нравственные ценности, характеризующие ее нравственную позицию, представления, мотивы, способности, критерии оценки, проявляющиеся в осознанной деятельности по актуализации нравственных ценностей. Они представляют собой результат интериоризации личностью ценностей общества, обеспечивающий мотивацию нравственного поведения и деятельности.
Структурно-функциональная модель нравственных ценностных ориентаций личности включает: когнитивный компонент (познавательный интерес, знания и представления о нравственных ценностях); мотивационный компонент (мотивы саморазвития, самореализации, действия для «другого» на основе нравственных ценностей); действенно-практический компонент (организаторские и реализующие умения по актуализации нравственных ценностей в деятельности и поведении); оценочный компонент (способности к оценке и самооценке деятельности и поведения на основе нравственных ценностных критериев).
Механизм формирования нравственных ценностных ориентаций подростков в детских общественных объединениях – целенаправленный процесс поиска, выбора и оценки нравственных ценностей как личностно значимых ориентиров, определяющих их будущее присвоение и актуализацию. Механизм объединяет элементы деятельности: поиск, выбор, оценку в единую цепочку механизмов, обеспечивающих цикл формирования нравственных ценностных ориентаций. Поиск способствует развитию познавательного интереса, побуждающего подростка к приобретению знаний о нравственных ценностях, их проявлениях. Выбор содействует формированию положительного отношения подростка к ценностям, развитию у него умений действовать и поступать в соответствии с нравственными ценностями. Оценка предполагает закрепление у подростка эмоционально-оценочного отношения к нравственным ценностям, развитие способностей к оценке деятельности и поведения на основе освоенных ценностей.
Субъектами формирования нравственных ценностных ориентаций являются сами подростки, другие люди, семья и другие социальные институты, учреждения образования, общественные объединения и т.д.
В результате исследования мнений экспертов получены следующие данные. Эксперты ответили на вопрос «Кто оказывает наибольшее влияние на формирование нравственных ценностных ориентаций подростков?». 191 респондент (78,92%) считает, что, прежде всего, семья; 168 (69,42%) – средства массовой информации, Интернет; 160 (66,11%) – друзья, товарищи, сверстники.
Влияние на формирование ценностных ориентаций подростков также оказывают педагоги учреждения образования (учителя, классные руководители, педагоги-организаторы и др.), авторитетные молодежные лидеры, детские и молодежные общественные объединения (ОО «БРПО», ОО «БРСМ» и др.), детские и молодежные неформальные объединения, субкультуры, знаменитые и популярные в подростковой среде люди (известные писатели, артисты, музыканты, спортсмены и др.), объединения по интересам детей и молодежи (клубы, кружки, секции, творческие коллективы и др.).
Нравственные ценностные ориентации подростков формируются, прежде всего, в семье. Но также в процессе нравственного воспитания активно участвуют учреждения образования, детские объединения (формальные и неформальные). Любой подросток ориентируется не только на ценности семьи, но и на ценности референтной группы сверстников.
Референтными группами для подростков могут являться детские общественные объединения. С научной точки зрения они рассматриваются как социокультурные общности детей, подростков и взрослых, интегрирующей основой которых являются нравственные ценности. Детские общественные объединения обладают сущностными характеристиками: общепризнанной системой ценностей, определяющей цели, содержание, средства, методы и формы работы; воспитательным потенциалом; социальной направленностью деятельности; демократическим характером управления (самоуправлением). Они характеризуются многообразиемценностных оснований (моральных, социальных, педагогических, политических, национальных, религиозных, трудовых, экологических), при этом нравственные ценности составляют ценностно-смысловую и нормативно-регулирующую основу деятельности, общения и отношений их участников.
Детские общественные объединения выполняют функции в процессе формирования нравственных ценностных ориентаций подростков: мотивирующую, побуждающую к освоению, присвоению и актуализации нравственных ценностей; регулятивную, реализуемую в построении системы норм, регулирующих деятельность, общение и отношения личности; действенно-практическую функцию, предполагающую проявления активности личности по присвоению и актуализации ценностей; прогностическую функцию, определяющую личностные идеалы, ориентиры, цели; интегративную функцию, объединяющую членов объединений на основе общности ценностей.
Методика формирования нравственных ценностных ориентаций членов детских общественных объединений – комплекс воспитывающих ситуаций, средств и методов формирования нравственных ценностных ориентаций, в основу которого положен ценностный механизм «поиск – выбор – оценка».
Цель методики: создание условий для формировании нравственных ценностных ориентаций подростков в детских общественных объединениях посредством использования их воспитательного потенциала, социальной, культурной среды.
Цель методики будет достигнута в результате освоения подростками следующего опыта:
– познавательной деятельности и приобретения знаний о нравственных ценностях, изучения их содержательных аспектов и проявлений;
– индивидуальной и коллективной деятельности по актуализации нравственных ценностей в системе отношений и в процессе общения;
– социально значимой коллективной творческой деятельности;
– осуществления оценки и рефлексии своих действий и действий «других» на основе понятий, отражающих содержание нравственных ценностей.
В основу методики положены аксиологический и деятельностный подходы.
Аксиологический подход предусматривает, что процесс формирования нравственных ценностных ориентаций членов детских общественных объединений основывается на усвоении, присвоении и реализации в деятельности и поведении личности и коллектива нравственных ценностей.
Деятельностный подход предполагает, что формирование нравственных ценностных ориентаций членов детских объединений осуществляется в процессе социально и личностно значимой деятельности, общения и взаимодействия.
Методика формирования нравственных ценностных ориентаций членов детских общественных объединений состоит из компонентов: содержательного, методического и управленческого.
Содержательный компонент представляет собой систему нравственных ценностей детских общественных объединений, включающую идеалы – добро, красоту, правду; принципы самодеятельности, самоуправления, содействия, сотрудничества; законы дружбы, долга, заботы и чести; нормы добровольности, сочувствия, поиска, творчества; ориентиры на демократию, милосердие, миротворчество, экологию; заботы о благе личности, общества, Отечества, природы; права на братство, равенство, свободу, справедливость; ценности-обязанности: дело, слово, пример, чувства; нравственные правила. Система ценностей является содержательной основой процесса формирования нравственных ценностных ориентаций членов детских объединений.
Методический компонент предполагает организацию деятельности по присвоению и актуализации нравственных ценностей и включает:
этапы формирования нравственных ценностных ориентаций: познавательный (расширение и углубление знаний о нравственных ценностях, развитие познавательного интереса, мотивов саморазвития, самореализации, действия для «другого» на основе нравственных ценностей); деятельностный (развитие организаторских и реализующих умений находить проявления нравственных ценностей, соотносить их с собственной позицией, действовать и поступать в соответствии с ними); оценочный (развитие способностей, умений оценивать деятельность и поведение на основе нравственных ценностей);
систему воспитывающих ситуаций поиска, выбора и оценки нравственных ценностей, средствами создания которых являются просвещение, диалог, интерактивное взаимодействие, игра, коллективная творческая деятельность;
комплекс взаимосвязанных методов (методы нравственного просвещения, интерактивного и равного обучения, игры, коллективного нормотворчества, проектирования, коллективной творческой деятельности, диагностики).
Управленческий компонент обеспечивает интеграцию вышеназванных компонентов, представляет собой систему управления, включающую педагогическую поддержку и руководство, самоуправление и соуправление, осуществляемые педагогом и членами детских объединений в процессе деятельности по формированию нравственных ценностных ориентаций личности.
Методика предполагает создание специальных воспитывающих или использование реальных ситуаций в жизнедеятельности детских объединений, необходимых для поиска, выбора и оценки нравственных ценностей.
Методику целесообразно использовать с учетом алгоритма ее реализации, предполагающего последовательность действий, этапы использования конкретных средств и методов.
Методика формирования нравственных ценностных ориентаций членов детских общественных объединений реализуется на протяжении трех этапов: познавательного, деятельностного, оценочного.
На познавательном этапе осуществляется нравственное просвещение членов детских общественных объединений, подразумевающее формирование когнитивного и мотивационного компонентов нравственных ценностных ориентаций личности, в том числе развитие познавательного интереса, расширение и углубление знаний о ценностях, формирование мотивов саморазвития, самореализации и действия для «другого». На этом этапе основным механизмом формирования является «поиск», а основными средствами служат нравственное просвещение, диалог, интерактивное взаимодействие, равное обучение, ситуации поиска нравственных ценностей и их проявлений в деятельности и поведении.
На деятельностном этапе проводится коллективное нормотворчество – коллективное определение и систематизация нравственных ценностей конкретного детского общественного объединения. На этом же этапе осуществляется деятельность по формированию действенно-практического компонента нравственных ценностных ориентаций личности, включающего организаторские и реализующие умения находить проявления нравственных ценностей, анализировать их и соотносить со своей позицией, действовать и поступать в соответствии с ними. Основным механизмом формирования нравственных ценностных ориентаций личности является «выбор», а средствами – коллективное нормо-творчество, коллективная творческая деятельность, игра, ситуации выбора нравственных ценностей.
На оценочном этапе осуществляется деятельность по формированию оценочного компонента нравственных ценностных ориентаций, включающего эмоциональную оценку (ситуативную, устойчивую), оценочное суждение, характеристику деятельности и поведения на основе нравственных ценностных критериев. Основным механизмом формирования нравственных ценностных ориентаций на этом этапе является «оценка». На оценочном этапе используются средства и методы: игра, интерактивное взаимодействие, равное обучение, ситуации личностно-смысловой оценки.
Методика включает методическое обеспечение процесса формирования нравственных ценностных ориентаций членов детских общественных объединений: пособие «Формирование нравственных ценностей учащихся в детских и молодежных объединениях»; программу семинаров по нравственному просвещению «Добро и мой нравственный выбор»; программу факультативных занятий «Подготовка школьника – лидера и организатора детского, молодежного общественного объединения»; программу факультативных занятий «Подготовка волонтеров к реализации подхода «Равный обучает равного» в учреждении образования»;методические разработки проектов, интерактивных занятий, игр, коллективных творческих дел; диагностическое сопровождение процесса формирования нравственных ценностных ориентаций членов детских общественных объединений. Данное методическое обеспечение апробировано в деятельности детских общественных объединений и учреждений образования, опубликовано и размещено в образовательных Интернет-ресурсах.
Условия эффективности методики:
– соответствие целей и содержания деятельности детского общественного объединения системе его нравственных ценностей;
– учет социальных, культурных и воспитательных факторов функционирования детского общественного объединения;
– педагогическая поддержка;
– коллективный характер жизнедеятельности;
– система управления, основанная на принципах самоуправления, самодеятельности, сотрудничества, добровольности с учетом морально-правовой позиции каждого члена детского общественного объединения;
– соответствие содержания, методов и форм деятельности возрастным особенностям членов детских общественных объединений;
– педагогическое освоение неформальных зон деятельности и общения (в том числе и Интернет) членов детских общественных объединений.
Результаты исследования мнений экспертов предоставили интересную информацию о направлениях, методах и формах деятельности по формированию нравственных ценностных ориентаций членов детских объединений.
На вопрос «Каковы, на Ваш взгляд, основные направления деятельности по формированию нравственных ценностных ориентаций подростков в детских общественных объединениях» респонденты ответили следующим образом. 189 респондентов (78,1%) определили, что основным направлением является организация и осуществление нравственно ориентированной коллективной творческой деятельности. 167 респондентов (69%) выбрали приоритетным направлением педагогическую поддержку социальных инициатив подростков, 161 респондент (66,5%) – выявление и подготовку нравственно ориентированных детских и молодежных лидеров, 157 респондентов (64,87%) – индивидуальную работу с подростками, содействие их самовоспитанию и самоопределению.
В материалах, опубликованных и размещенных образовательных Интернет-ресурсах по методике и методическому обеспечению процесса формирования нравственных ценностных ориентаций членов детских общественных объединений, представлены методические разработки конкретных методов и форм нравственно ориентированной коллективной творческой деятельности, педагогической поддержки социальных инициатив, выявления и подготовки нравственно ориентированных детских и молодежных лидеров.
Отвечая на вопрос «Что способствует формированию нравственных ценностных ориентаций подростков в детских общественных объединениях?», респонденты определили следующие приоритеты. 172 респондента (71,07%) считают, что, прежде всего, необходимо создание условий для реализации нравственных ценностей в деятельности детских общественных объединений. 170 респондентов (70,24%) предполагают, что необходимо создавать или использовать реальные ситуации в деятельности и общении, которые направлены на совершение нравственного выбора. 149 респондентов (61,57%) считают, что одним из основных условий является формирование нравственных мотивов и мотиваций деятельности и поведения членов объединений. 139 респондентов (61,57%) определяют необходимость создания условий для реализации нравственных качеств и самоактуализации личности.
Данные исследования свидетельствуют о том, что в процессе формирования нравственных ценностных ориентаций членов детских общественных объединений необходимо создавать условия для реализации нравственных ценностей в деятельности, использовать реальные воспитывающие ситуации, требующие нравственного выбора, формировать нравственные мотивы деятельности и поведения, способствовать нравственному развитию, самовоспитанию и самореализации.
Ответы респондентов на вопрос «Какие методы и формы работы проводятся в детских общественных объединениях по формированию нравственных ценностных ориентаций подростков?» определили следующие методы и формы. Коллективные творческие дела как одни из основных методов и форм выбрали 214 респондента (88,42%); волонтерские инициативы и акции – 182 респондента (75,2%); социальные проекты – 148 респондентов (61,15%); игры и игровые программы – 136 респондентов (56,19%). С точки зрения респондентов, некоторый эффект также имеют обучающие занятия, семинары, беседы, диалоги, дискуссии, дебаты, фестивали, форумы, тематические сборы и собрания членов детских общественных объединений.
Выбранные экспертами методы и формы включены в методику и методическое обеспечение процесса формирования нравственных ценностных ориентаций членов детских общественных объединений. По мнению 215 (88,8%) респондентов, необходимо использовать методику, которая способствует формированию нравственных ценностных ориентаций членов детских общественных объединений. Методика должна быть комплексом воспитательных средств, методов и форм, которые объединены в систему. Целесообразно проводить не отдельные «разовые» мероприятия, а систематически организованную деятельность по формированию нравственных ценностных ориентаций членов детских общественных объединений.
На протяжении нескольких лет в учреждениях образования в различных регионах Республики Беларусь, на базе которых функционируют детские общественные объединения, реализуются инновационные проекты. В процессе реализации инновационных проектов внедряется описанная выше методика, методическое обеспечение, конкретные методы формирования нравственных ценностных ориентаций членов детских общественных объединений.
В инновационном проекте «Внедрение модели формирования гражданских компетенций участников образовательного процесса на основе системной организации урочной и внеурочной деятельности» (2013-2016 гг.) участвуют 16 учреждений образования из разных регионов Республики Беларусь. В инновационном проекте активно участвуют пионерские дружины, первичные организации ОО «БРСМ», волонтерские объединения, органы ученического самоуправления. В учреждениях образования в процессе взаимодействия с детскими общественными объединениями разработаны и реализуются инновационные методы и формы нравственного прос-
вещения, коллективного нормотворчества, интерактивного обучения и взаимодействия, коллективной творческой деятельности, воспитывающих ситуаций, игры, социальных проектов, равного обучения и т.д.
В инновационном проекте «Внедрение модели воспитательной работы по формированию самоохранительного поведения учащихся через организацию волонтерской деятельности в рамках подхода «Равный обучает равного» (2014-2017 гг.) участвуют 18 учреждений образования. Равное обучение предполагает формирование нравственных ценностных ориентаций подростков и молодых людей посредством неформального образования, общения и взаимодействия мотивированных и подготовленных волонтеров-инструкторов со сверстниками. Реализуются программы факультативных занятий и объединений по интересам детей и молодежи «Подготовка волонтеров к реализации подхода «Равный обучает равного» в учреждении образования». В рамках равного обучения в целом и инновационного проекта в частности используются методы и формы интерактивного обучения и взаимодействия, диалога, дискуссии, воспитывающих ситуаций, игры, социальных проектов, форумов, фестивалей и т.д.
Заключение
Описанная выше методика формирования нравственных ценностных ориентаций членов детских общественных объединений является одним из возможных вариантов решения задач формирования нравственно зрелой, активной, творческой и ответственной личности. Формирование такой личности возможно только в процессе взаимодействия всех субъектов воспитания, одними из которых являются детские общественные объединения.
Родители, педагоги, средства массовой информации, государственные учреждения должны оказывать поддержку детским общественным объединениям, деятельность которых носит нравственно ориентированный и социально значимый характер. Поддержка включает содержательное наполнение, методическое оформление, информационную, организационную, управленческую и материально-техническую помощь в реализации социальных проектов, волонтерских инициатив детских общественных объединений.
В Республике Беларусь накоплен большой и интересный опыт реализации детских и молодежных инициатив, волонтерской деятельности детей, подростков, молодежи. Созданы и действуют волонтерское движение «Доброе сердце» ОО «БРСМ», тимуровское движение ОО «БРПО», движение волонтеров-инструкторов равного обучения и др. Безусловно, многие волонтеры ориентируются на нравственные ценности, имеют нравственные мотивы и качества, реализуют их в деятельности на благо людей, Родины, общества, природы. Волонтерская деятельность создает условия для формирования нравственных ценностных ориентаций членов детских объединений.
Детские общественные объединения нуждаются в размещении в средствах массовой информации (в том числе в Интернет) информационных материалов о целях, содержании, методах, формах, опыте и реальных достижениях деятельности, которая способствует созданию и укреплению их положительного имиджа. В этом же нуждаются и современные подростки, которые участвуют или стремятся участвовать в совместной со сверстниками и авторитетными взрослыми нравственно ориентированной деятельности и общении. В связи с этим необходимо активизировать публикацию в СМИ материалов о деятельности детских общественных объединений, создание соответствующих Интернет-ресурсов (сайтов, порталов, групп в социальных сетях и т.д.).
Лидеры и организаторы детских общественных объединений (педагоги и др.) нуждаются в профессиональной подготовке, развитии профессиональной компетентности, в том числе в повышении квалификации и переподготовке. В процессе профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки лидеров и организаторов детских объединений необходимо способствовать освоению ими эффективных методик, методов и форм воспитания, в том числе и формирования нравственных ценностных ориентаций.
Освоение лидерами и организаторами (педагогами и др.) представленной в статье методики, других эффективных методик и технологий, методов и форм воспитания детей, подростков, молодежи может быть осуществлено в процессе повышения квалификации и переподготовки специалистов образования в ГУО «Академия последипломного образования». В рамках повышения квалификации заместителей директоров по воспитательной работе, педагогов-организаторов, педагогов социальных, педагогов дополнительного образования детей и молодежи, а также переподготовки педагогических работников учреждений образования по специальностям «Педагогика дополнительного образования детей и молодежи», «Социальная педагогика» осуществляется обучение лидеров и организаторов детских общественных объединений.
Марина МИНОВА,
заместитель декана факультета профессионального
развития специалистов образования ГУО
«Академия последипломного образования»,
г. Минск, Республика Беларусь

Журнал "Жасstar", №3-4 (45-46) 2015 2015 г.


[ Вернуться к содержанию ]

НОВЫЙ НОМЕР

№1-2 (51-52) 2017

Архив номеров

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Перейти в фотогалерею

 

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

Просмотреть мероприятия

ПОИСК ПО САЙТУ



 

© 2006 – 2019 Республиканский Союз детских общественных организаций Казахстана «Жулдыз».
Адрес: Республика Казахстан, г. Кошектау, ул. Абая, 112 а, офис 207 (2 этаж). Телефоны: 8 (7162) 502591, 721226, e-mail: sdoozhuldyz@mail.ru
При перепечатке материалов ссылка на источник обязательна. Авторы Интернет-проекта www.zhuldyz.kz: Данил Конищев, Лидия Тришечкина, web: Муратбек Жусупеков.
Авторская группа DALI

Перейти на главную страницу Перейти в форум