Перейти в форум
 
 

Главная страница - Журнал "Жасstаr"

Журнал "Жасstar"

Акмолинская область

Аналитические материалы по системе образования региона за 2015-2016 учебный год

I. Вводная часть (аннотация) 
Акмолинская область представляет собой один из наиболее важных регионов для казахстанской экономики. Поэтому качественное образование – это важнейшее условие успешного индустриально-инновационного развития Акмолинской области и республики в целом. В соответствии с Законом Республики Казахстан «Об образовании» в области ведется целенаправленный поиск путей обеспечения непрерывности и преемственности ступеней образования. Максимальный охват детей, подростков и молодежи сферой образования, обеспечение высокой доступности качественного образования для всего населения является одним из главных принципов образовательной политики. Основными показателями, характеризующими масштаб и доступность системы образования, являются сеть организаций образования и их территориальное распределение, коэффициенты охвата населения образованием различных уровней. Все уровни образования обеспечены сетью соответствующих организаций. Для успешной реализации Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы и решения задач, поставленных Главой государства перед системой образования, улучшения ситуации в отрасли значительное внимание уделяется охвату детей дошкольным воспитанием и обучением, ведению целенаправленной работы по переходу на 12-летнее образование, укреплению материально-технической базы организаций образования, сокращению количества аварийных школ. В системе ТиПО особое внимание уделяется развитию дуальной системы обучения через корпоративное управление учебными заведениями совместно с работодателями, созданию центров рабочих профессий на базе колледжей и т. д. 
II. Основное содержание аналитического материала (разделы). Ведущие направления развития системы образования региона: 
1. Условия функционирования системы образования региона 
В Акмолинской области 17 сельских районов: Аккольский, Аршалынский, Астраханский, Атбасарский, Буландынский, Бурабайский, Егиндыкольский, Енбекшильдерский, Ерейментауский, Есильский, Жаксынский, Жаркаинский, Зерендинский, Коргалжынский, Сандыктауский, Шортандинский, Целиноградский. 4 города: Кокшетау, Степногорск, Щучинск, Степняк. Областной центр – город Кокшетау. Адрес государственного учреждения «Управление образования Акмолинской области»: 020000 город Кокшетау, ул. Сатпаева, 1а. 
2. Характеристика системы образования региона по уровням образования (сеть образовательных учреждений, контингент обучающихся) 
В Акмолинской области функционируют 599 школ (в 2014-2015 учебном году – 613, в 2013-2014 году – 642), в том числе 578 государственных дневных общеобразовательных школ (в 2014-2015 учебном году – 592, в 2013-2014 году – 621), 11 вечерних, 5 специальных коррекционных, 3 вневедомственные, 2 негосударственные школы. Контингент учащихся, по прогнозным данным, составит 112 363 (в 2014-2015 учебном году – 108 926, в 2013-2014 году – 106 479), в том числе в дневных государственных общеобразовательных школах – 109 690 учащихся (в 2014-2015 учебном году – 105 963, в 2013-2014 году – 103 463 учащихся). В области 38 организаций ТиПО с общим контингентом студентов 20 970 человек, в том числе в рамках госзаказа 13 255 человек. 2014-2015 учебный год – 42 организации ТиПО с общим контингентом студентов 22 452 человека, в том числе в рамках госзаказа 13 333 человека. 2014-2013 учебный год – 43 организации ТиПО с общим контингентом студентов 23 764 человека, в том числе в рамках госзаказа 13 455 человек. 
3. Условия организации образовательного процесса 1) Ресурсное обеспечение системы образования по уровням (финансирование, материально-техническая база, кадры); 
Бюджет образования области в целом на 2016 год составляет 60,6 млрд. тенге. По сравнению с 2015 годом наблюдается рост на 116,5%, или 8,6 млрд. тенге. В том числе областной бюджет образования составляет 18,1 млрд. тенге, по сравнению с 2015 годом рост на 2,6 млрд. тенге, или 117%. В целях улучшения условий для обучения и воспитания детей и учащихся ежегодно выделяются средства на укрепление материальной базы организаций образования, в том числе проведение капитальных ремонтов организаций образования. Так, в период с 2013 по 2016 г. на данные цели из средств республиканского и местного бюджетов было выделено 6 293 млн тенге: 
– в 2013 году на ремонт 56 объектов выделено 1 720,3 млн тенге (из РБ выделено 955 млн тенге, из МБ 765,2 млн тенге); 
– 967,4 млн тенге, МБ – 651,9 тыс. тенге); – в 2015 году на 41 объект – 1 447,2 млн тенге (РБ – 417,5 млн тенге, МБ – 1 029,7 млн тенге); 
– в 2016 году на 15 объектов – 1 505,8 млн тенге (РБ – 1 233,8 млн тенге, МБ – 272 млн тенге). 
В ІІІ квартале текущего года запланировано выделение средств в сумме 599 млн тенге на ремонт 29 объектов образования. Кроме того, из резерва Правительства и средств Национального фонда дополнительно запланировано выделение средств в сумме 256,4 млн тенге на проведение текущего ремонта 51 объекта образования. В системе технического и профессионального образования в 2016 году на проведение капитальных ремонтов 5 объектов (7 проектов) ТиПО предусмотрено 603,5 млн тенге, в том числе: 
– из республиканского бюджета – 5 проектов на 368,2 млн тенге; 
– из областного бюджета – 2 проекта на 235,3 млн тенге. 
2014-2015 учебный год 
На укрепление материальной базы в 2014-2015 году направлено всего 660,5 млн тенге, в т.ч.: из РБ – 300 млн тенге; из МБ – 360,5 млн тенге. 
2013-2014 учебный год
 Проектная мощность учебных зданий (наличие ученических мест) – 24 118 мест. 
Видеонаблюдение 
 В целях противодействия терроризму, снижению количества краж, а также профилактике правонарушений в организациях образования Акмолинской области ведется работа по оснащению организаций образования области системой видеонаблюдения. Из средств местных бюджетов ежегодно выделяются средства на установку систем видеонаблюдения в организациях образования. На сегодняшний день в области функционируют 729 организаций образования, подлежащих оборудованию системами видеонаблюдения. Установлено видеонаблюдение в 22 организациях ТиПО. Из них на сегодняшний день 202 организации уже обеспечены системами видеонаблюдения. На данные цели затрачено порядка 193,6 млн тенге. Установлено 1 750 камер видеонаблюдения. В текущем году предусмотрены средства на установку 136 камер видеонаблюдения в 12 школах и одном детском саду. 
Противопожарная безопасность 
В целях обеспечения безопасности жизни и здоровья детей и персонала управлением образования ежегодно с 2008 года ведется работа по четырем основным направлениям противопожарной безопасности организаций образования Акмолинской области (приобретение и перезарядка первичных средств пожаротушения; проведение огнезащитной обработки деревянных конструкций; проведение замера сопротивления изоляции силовой и осветительной электросети; установка и содержание автоматической пожарной сигнализации). Так, в период 2008-2015 гг. на проведение противопожарных мероприятий в организациях образования Акмолинской области из средств областного бюджета, бюджетов районов и городов затрачено порядка 1 760,6 млн тенге. В том числе за счет областного бюджета установлено АПС в 467 государственных организациях на 241,4 млн тенге, в результате чего 98,5% организаций обеспечены автоматической противопожарной системой. Кроме того, произведен вынос котельных из зданий 73 организаций образования на 1 040,9 млн тенге. В текущем году из средств местных бюджетов на проведение противопожарных мероприятий в организациях образования Акмолинской области предусмотрено 63,2 млн тенге.  
Медицинское обслуживание и организация питания 
В организациях образования Акмолинской области большое внимание уделяется здоровью детей. Со стороны отделов образования, педагогов и медицинских работников ведется контроль за состоянием здоровья учащихся с участием специалистов здравоохранения и использованием необходимой диагностической техники. Все медицинские кабинеты школ укомплектованы медицинскими кадрами с соответствующим образованием. Два раза в год проводятся профилактические осмотры учащихся. Медицинскими работниками выпускаются санитарные бюллетени. Проводятся анкетирование, круглые столы. Управлением образования Акмолинской области совместно с областным центром формирования ЗОЖ разработаны мероприятия, направленные на повышение уровня информированности населения о здоровом образе жизни. В организациях ТиПО обеспечивают медицинское обслуживание студентов 41 медицинский работник. В каждом учебном заведении функционируют медицинские кабинеты, имеющие соответствующую лицензию на медицинскую деятельность. 
Организация питания 
В 2015-2016 учебном году в области функционируют 578 дневных государственных общеобразовательных школ, из них 573 в ведомстве местных исполнительных органов власти и 5 областных школ-интернатов (в которых дети находятся круглосуточно, организация питания предусмотрена). Из 573 школ Акмолинской области в 487 школах (85%) организовано горячее питание. (Для сравнения: в 2013-2014 учебном году из 612 школ были охвачены горячим питанием 503 (82%), в 2014-2015 учебном году из 585 школ охвачены горячим питанием 496 школ (84,7%). В целом по области в 2015-2016 учебном году горячим питанием охвачены 104 254 школьника, что составляет 95,8%. (Для сравнения: в 2013-2014 учебном году – 89 430 школьников, что составляет 87,5%, в 2014-2015 учебном году – 96 299 школьников, или 91,7%). В данном направлении ведется работа по обеспечению роста доли школьников, охваченных питанием. За последние 5 лет охват горячим питанием вырос на 11,8%, с 84% в 2011 году до 95,8% в текущем году. За 5 лет значительно увеличены средства, выделяемые из фондов всеобуча на организацию бесплатного питания. Если в 2011 году на эти цели выделено 138,8 млн тенге, то в 2014 году расходы составили 232,4 млн тенге, а по итогам 2015 года – 406,8 млн. тенге, в 2016 году выделено 829,8 млн тенге. Это позволило с 2014 года в области решить вопросы 100%-ного обеспечения бесплатным горячим питанием детей из социально незащищенных и малообеспеченных семей. В 2015-2016 учебном году 11 855 школьникам данной категории (100%) предоставляется бесплатное горячее питание. (Для сравнения, в 2013-2014 учебном году 11 939 школьникам данной категории, или 98,6%). Наибольший (100%) охват горячим питанием обеспечен в Атбасарском, Есильском, Егиндыкольском, Жаксынском, Жаркаинском районах и в городах Кокшетау, Степногорске. Высокий охват питанием в Енбекшильдерском (98,3%), Ерейментауском (99,8), Сандыктауском (97,9%), Шортандинском (96,9%) районах. Буфетным питанием охвачены 4 513 учащихся (4,2%). (Для сравнения, в 2013-2014 учебном году буфетным питанием было охвачено 27%, в 2014-2015 учебном году – 16,9%). При организации питания особое внимание уделяется учащимся начальных классов. Бесплатным горячим питанием за счет бюджетных и привлеченных средств обеспечены 14 616 учащихся начальных классов (30,1%). (В 2013-2014 учебном году обеспечены 17 266 учащихся – 39,7%, в 2014-2015 учебном году обеспечены 18 322 учащихся, или 40,2%). В каждом учебном заведении технического и профессионального образования функционируют столовые для питания студентов. 
Приоритетные цели и задачи развития системы образования региона, деятельность по их решению в отчетный период по уровням образования 
Обеспечить реализацию программы «Балапан», увеличив до конца года охват детей от 3 до 6 лет дошкольным образованием и воспитанием. В сфере среднего общего образования продолжить работу по подготовке к переходу на 12-летнее образование. С этой целью: 
– увеличить количество компьютерной техники и снизить число учащихся на один компьютер; – увеличить обеспеченность предметными кабинетами новой модификации;
 – продолжить работу по подключению школ области к широкополосному Интернету; 
– продолжить работу по развитию инклюзивного образования. 
В системе технического и профессионального образования
Цель: социально-экономическая интеграция молодежи через создание условий для получения технического и профессионального образования. 
Задача 1. Повышение престижа системы ТиПО. 
Результаты функционирования и развития системы образования региона 
(доступность образования, результаты обучения, результаты реализации социальной функции образования, эффективность использования ресурсов) 
Результаты работы дошкольных организаций образования и итоги исполнения программы ГПРО в регионе 
В Акмолинской области по состоянию на 1 июля 2016 года функционируют 577 (2013 г. – 503 ед., 2014 г. – 532 ед., 2015 г. – 551 ед.) дошкольных организаций. В том числе 200 детских садов с контингентом 26 686 детей, из них 140 государственных детских садов с контингентом 19 571 ребенок и 60 частных детских садов, где воспитываются 715 детей, и 377 мини-центров с контингентом 9 857 детей, из них 370 государственных мини-центров и 7 частных с контингентом 184 ребенка. Охват детей дошкольным воспитанием и обучением в возрасте от 3-х до 6-ти лет составляет 91%. (2013 г. – 82,5%, 2014 г. – 89,5%, 2015 г. – 91%). В текущем году планируется создать дошкольные организации на 3 052 места, что позволит увеличить охват детей от 3-х до 6 дет с 91% до 95,4%. По состоянию на 1 июля открыто 13 дошкольных организаций на 971-е место, в том числе 5 миницентров на 159 мест и 8 детских садов на 570 мест. А также расширение действующих дошкольных организаций на 242 места. 
Результаты работы общеобразовательных организаций образования региона 
Одним из стратегически важных направлений является повышение качества среднего образования. Средний балл ЕНТ в 2016 году по области составил 77,6 балла (в 2015 г. – 78,2 балла, что ниже результатов предыдущего года на 0,6 балла) при республиканском показателе – 81,2 балла. Не преодолели пороговый уровень для поступления в вузы 726 учащихся, что составило 23,2% (в 2015 г. – 676,или 22,4%). Из 181 претендента на нагрудной знак «Алтын белгi» подтвердили 75 выпускников (41,4%, при республиканском показателе – 51,1%), из 65 претендентов на аттестат с отличием – 37 выпускников (56,9%). 
Экспериментальная работа в регионе 
С учетом современных тенденций образовательной политики в области с 1 сентября 2012 года в соответствии с приказом Управления образования № 290 а от 31. 08. 2012 г. на основании трехстороннего соглашения начат эксперимент в четырех школах г. Кокшетау по индивидуальным темам. Экспериментальная работа продолжилась в 2015-2016 учебном году по внедренческому этапу: 
а) средняя профильная школа-гимназия № 3 полиязычного обучения имени Малика Габдуллина; тема – «Формирование коммуникативной компетенции в педагогическом пространстве школы и вуза»; 
б) многопрофильная гимназия № 5 «Тандау»; тема – «Совершенствование учебной мотивации участников образовательного процесса в условиях современной школы»; 
в) детский сад-школа № 36 «Акку»; тема – «Развитие и совершенствование познавательного процесса в условиях современного дошкольного учреждения»; 
г) областная специализированная школа-интернат № 3 для одаренных детей; тема – «Химия, биология және математика оқыту үдерісінде оқушылардың негізгі білім беру құзыреттілігін қалыптастыру». С учетам вопросов обновления содержания образования в 2015-2016 учебном году на основании приказа МО № 408 «Об апробации новых технологий и образовательных учебных программ в дошкольных организациях областей» в Акмолинской области в шести детских садах (д/с № 5 «Қуаныш» и д/с № 38 «Сәуле» г. Кокшетау; д/с «Алтын дән» и д/с «Жұлдыз» Целиноградского района; я/с «Ақбота» Бурабайского района и д/с «Балдәурен» Буландынского района) проводилась апробация новых технологий и образовательных учебных программ. В соответствии с приказом МО РК № 237 от 15 июля 2014 «О проведении апробации учебных программ начального образования» в области проводилась работа на двух экспериментальных площадках – многопрофильной школе-лицее № 5 г. Степногорска и Никольской СШ Буландынского района. 
Работа с одаренными детьми; деятельность специализированных школ 
В 2015-2016 учебном году на школьном этапе олимпиады участвовали 31 666 учащихся из 483 школ, на районных и городских олимпиадах 5 679 школьников из 436 школ, на областном уровне олимпиады приняли участие 346 школьников из 113 школ, на республиканском уровне – 73 школьника, призеров – 28, на международных олимпиадах и научных соревнованиях приняли участие 64 ученика, из них 27 заняли призовые места. В период с сентября 2015 по май 2016 года проводится последовательная работа по выявлению, поддержке талантливых детей через систему интеллектуальных конкурсов, олимпиад различных уровней. На заключительном этапе VIIІ Президентской олимпиады по предметам естественно-математического цикла, который прошел в г. Темиртау (23.11.15 г.) по биологии, награждена дипломом III степени и бронзовой медалью Милюта Евгения – учащаяся 11 класса гуманитарно-технического лицея г. Кокшетау. На VII Евразийской олимпиаде по информатике в г. Алматы команду Акмолинской области представляли трое учащихся областной специализированной школы-интерната № 1 для одаренных детей «Казахско-турецкий лицей» г. Кокшетау – учащиеся 11 класса Есламбек Алиби, Хамиев Изат и ученик 9 класса Куттымбек Данияр. По итогам олимпиады решением международного жюри они стали обладателями диплома 2-й степени и награждены серебряными медалями (2-е место), также среди команд совместно с российскими учащимися заняли 3-е призовое место (бронзовая медаль). 
Результаты ЕНТ, ВОУД 
1. Участие выпускников в ЕНТ 
В 2015-2016 учебном году завершили обучение в средних школах области 4 329 выпускников. По сравнению с 2014 годом число выпускников сократилось на 49 человек. В период с 2014 по 2015 год наблюдалась отрицательная динамика доли участия в ЕНТ (2013 г. – 72,3%, 2014 г. – 68,7%, 2015 г. – 67,8%). Наименьшая доля участия за последние годы в Есильском, Сандыктауском, Атбасарском районах. Статистические данные отражают увеличение значения показателя, достигнутого выпускниками, обучавшимися на государственном языке, и стремительное снижение частоты выбора формы национального тестирования для итоговой аттестации обучавшимися на русском языке. Причиной уменьшения доли участия является боязнь учащихся не набрать пороговый уровень, выбор поступления в колледжи, а также в зарубежные вузы, где не признаются итоги ЕНТ. В текущем году доля участников ЕНТ увеличилась на 4,5% сравнительно с 2015 годом. В ЕНТ 2016 года приняли участие 3 128 выпускников, что составило 72,3%. Рост участия в тестировании связан с возможностью пересдачи ЕНТ в августе (нововведение текущего года). 
2. Подготовка и проведение ЕНТ 
В целом, подготовка к ЕНТ за последние 3 года была тщательно спланирована, все службы действовали согласно своим функциям и полномочиям, что позволяло проводить данное масштабное мероприятие без срывов и чрезвычайных ситуаций. Для защиты технологии тестирования в период проведения ЕНТ во всех пунктах работали системы видеонаблюдения, устройства подавления сигналов сотовой связи, рамочные металлодетекторы. Ежегодно во всех пунктах проведения ЕНТ сотрудниками филиала РГП на ПХВ «Национальный центр экспертизы» Комитета по защите прав потребителей МНЭ РК по Акмолинской области проводились замеры уровня электромагнитных полей в аудиториях, оснащенных устройствами подавления сигналов сотовой связи. В ходе замеров обозначались биологически опасные зоны, определялись места установки устройств подавления сотовой связи на безопасном для здоровья участников ЕНТ расстоянии. Автоколонны с участниками ЕНТ сопровождались работниками дорожной полиции. В пунктах проведения тестирования и местах проживания выпускников сотрудниками служб Департамента внутренних дел была осуществлена круглосуточная охрана общественного порядка. При проведении ЕНТ были задействованы медицинские работники, которые оказывали необходимую медицинскую помощь при обращениях участников тестирования. В целом по области за период проведения ЕНТ условия обеспечены во всех пунктах тестирования. 
3. Показатель «Средний балл ЕНТ» 
Если проследить динамику республиканского показателя (2012 г. – 70,9 балла, 2016 г. – 81,2 балла), то очевидно, что при сохранении условий проведения процедуры ЕНТ система образования из года в год отражает постепенное повышение уровня освоения содержания образовательных программ. В образовании Акмолинской области такая же характеристика динамики результатов наблюдалась до 2011 года включительно. Далее, в том числе и в 2016 году, динамика среднего балла имела нестабильные характеристики. В целом результат 2015 (78,2), 2016 (77,6) года более объективный для региона, нежели значение показателя 2014 года (80,2 балла). Средний балл ЕНТ выпускников школ Акмолинской области в 2014 году превышал значение среднего республиканского показателя, в остальные годы значение среднего балла по области было ниже среднего балла по республике. Это связано с большой долей малокомплектных школ в области (в 2014 году – 80%, в 2016 году – 70%). Небольшое количество классов-комплектов в малокомплектной школе приводит к низкой нагрузке учителей и, как следствие, невозможности привлечь на работу специалистов по всем предметам. Несмотря на предпринимаемые меры (создание ресурсных центров на базе полнокомплектных школ), качество обучения в малокомплектных сельских школах еще отстает от качества обучения в городских полнокомплектных школах. Динамика доли участников, не преодолевших пороговый уровень, также нестабильна. Вместе с тем, доля не прошедших порог за 5 лет сокращена с 36,2% в 2012 году до 23,2% в 2016 году. Не прошли пороговый уровень в 2016 году для поступления в вузы РК 726 человек, или 23,2% от количества тестируемых (в 2012 г. – 36,2%, 2013 г. – 39,94%, 2014 г. – 19,42%, 2015 году – 22,4%). В 2016 году самое высокое значение доли участников, не преодолевших пороговый уровень, отмечается в Аккольском, Атбасарском районах, г. Степногорске. Значение данного показателя напрямую зависит от значения среднего балла ЕНТ. 
4. Подтверждение аттестата общего среднего образования и нагрудного знака «Алтын белгi» 
За последние 5 лет уровень подтверждения отличных оценок претендентами на нагрудный знак «Алтын белгi» вырос почти вдвое. Если в 2012 году только 23% претендентов стали обладателями аттестата и нагрудного знака «Алтын белгi», то в 2015 году их доля составила 45,7%, в 2016 году – 41,4%. В текущем году из 181 претендента на нагрудный знак «Алтын белгi» подтвердили отличные оценки 75 выпускников. Наибольший уровень подтверждения в текущем году обеспечен в Егиндыкольском районе (1 из 1 – 100%), областной специализированной школе-интернате для одаренных детей № 4 «Болашак» (3 из 3 – 100%), специализированной школе-интернате для одаренных детей № 2, г. Астана (8 из 11 – 72,7%), Есильском (5 из 7 – 71,4%), Аккольском (4 из 6 – 66,7%), специализированной школе-интернате для одаренных детей № 1 «Казахско-турецкий лицей» (2 из 3 – 66,7%). Ни один из претендентов не подтвердил отличные оценки в текущем году в Аршалынском, Астраханском, Ерейментауском районах, областной специализированной школе-интернате для одаренных детей № 3. Из 65 претендентов на аттестат с отличием подтверждение получили 37 выпускников, что составило 56,9%. Наивысший балл в области (123 балла) набрали выпускники Шортандинского района, городов Степногорска, Кокшетау. За период проведения ЕНТ в области выпускников, набравших 125 баллов, нет (в 2015 году – 1 выпускник набрал 124 балла). В 2014 году согласно приказу МОН РК от 11. 03. 2014 года № 37 были определены 53 общеобразовательные школы области для проведения ВОУД среди учащихся 9-х классов. ВОУД проведена по 4-м предметам: казахский язык, всемирная история, география, химия. По итогам проведения ВОУД Акмолинская область заняла 4-е место, средний балл составил: 48,76 (г. Алматы – 53; г. Астана – 52,91; ВКО – 51,6). Республиканский средний балл – 39,58. Согласно приказу МОН РК от 6 марта 2015 года № 118 в Акмолинской области определены 86 школ для участия в ВОУД. Процедура ВОУД проведена среди учащихся 9 классов с 7 по 16 апреля в 4 потока по предметам: казахский язык, математика, физика, химия, биология, география. По результатам ВОУД средний балл Акмолинской области составил 47,02 балла (республиканский средний балл – 37,36). В общем рейтинге заняли 3-е место (после г. Алматы – 52,78; ВКО – 48,12). В 2016 году согласно приказу МОН РК в ВОУД участвовали 20 школ области. Процедура проведена в4-х и 9-х классах. Итоги представлены в августе МОН РК. Результаты развития инклюзивного образования в регионе; результаты работы с детьми социально незащищенных категорий. В 2014 году в 65 школах области, что составляет 10,9%, создали условия для инклюзивного образования (в 46 школах функционируют 46 логопедических пунктов (1 046 детей), в 30 школах –85 специальных классов, в которых обучились 606 детей с ограниченными возможностями). Всего в области 5 633 ребенка с ограниченными возможностями (по состоянию на 1.10.2014 г.), из них охвачены инклюзивным образованием 1 652, что составляет 29,3% от их общего количества. По состоянию на 1.10.2015 г. в Акмолинской области, по данным областной психолого-медико-педагогической консультации, количество детей с ограниченными возможностями составило 5 717, из них 2 024 ребенка (в 2014 г. – 1 652) охвачены инклюзивным образованием, что составляет 35,4% (в 2014 г. – 29,3%) от общего количества детей с ограниченными возможностями. Обеспечение безбарьерных условий – 30% детских садов в 2020 году от общего количества детских садов. Школы области создали условия для безбарьерного доступа детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов в части пандусов 309 (в 2014 – 272), в части поручней 167 (в 2014-133), в части выходов 327 (в 2014 -199), в части адаптированного санитарного узла 5 (в 2014 – 5), в части лифта 2 (в 2014 – 2). В 2015 году в сравнении с 2014 годом увеличилось число школ со спецклассами: 30 школ, 87 спецклассов (в 2014 году – 30 школ, 85 спецклассов). В 2015 возросла доля школ, создавших условия для инклюзивного образования до 30% (173 школы). В области функционируют 4 психолого-медико-педагогические консультации, 12 кабинетов психолого-педагогической коррекции, 2 кабинета коррекции и инклюзивного образования для неорганизованных детей при детских садах, 83 логопедических пункта при организациях образования. В области функционируют 4 специальные коррекционные школы-интернаты (для детей с ЗПР и интеллектуальными нарушениями, с нарушениями слуха и речи), 1 комбинированный детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В области ведется поэтапная работа по расширению сети кабинетов психолого-педагогической коррекции. С ноября 2014 года по ноябрь 2015 года сеть кабинетов психолого-педагогической коррекции увеличилась на 3 единицы (г. Кокшетау, Целиноградский и Сандыктауский районы). В 2015-2016 учебном году в 173 школах (30%) созданы условия для инклюзивного образования: в 62 школах функционируют логопункты, в 64 школах введены в штаты ставки дефектологов и логопедов, в 28 школах организованы классы коррекционно-развивающего обучения, 19 школ функционируют как ресурсные центры по инклюзивному образованию. Наиболее высокая доля школ, создавших условия для инклюзивного образования в г. Кокшетау (79,1%), Коргалжынском (39,1%), Есильском (30%) и Сандыктауском (30%) районах. Наименьшая доля школ – в Егиндыкольском (22,2%), Зерендинском (22,3%), Жаркаинском (26%) районах. В планах 2016 года – в 40% школ создать условия для инклюзивного образования. Охват доли детей инклюзивным образованием довести 37,1% от общего количества детей с ограниченными возможностями. 
Методическая работа, повышение квалификации педагогических кадров 
С 2012 года проводятся курсы повышения квалификации учителей по уровневым программам (третьего – базового, второго – основного, первого – продвинутого). С 2012 по 2015 год по уровневым программам обучено 2 969 педагогов области. Из них: по первому (продвинутому) уровню – 437 человек, по второму (основному) уровню – 393 педагога, по третьему (базовому) уровню – 2 139 учителей. По состоянию на 1 июля 2016 года по уровневым программам обучились по программе 3-го уровня – 69, по программе 2-го уровня – 10 человек. Итого: 79 педагогов области. До конца года пройдут обучение 293 человека. В целях модернизации сферы общего среднего образования в контексте реализации Государственной программы развития образования РК на 2011- 2020 гг. разработана программа повышения квалификации руководителей общеобразовательных организаций РК. С сентября 2013 года в рамках Программы обучены 78 руководителей общеобразовательных организаций области: В 2013 году – 10 человек (5 с каз. яз. обучения и 5 с рус. яз. обучения); в 2014 году – 37 (16 с каз. яз., 21 с рус. яз. обучения); в 2015 году – 31 чел. (15 с каз. яз., 16 с рус. яз. обучения). В 2016 году запланировано обучить 44 руководителя организаций образования. В 2016 году запланировано обучить 44 руководителя общеобразовательных школ. По состоянию на 1 июля 2016 года 22 директора первого потока проходят обучение на базе ЦПМ г. Астана. Список директоров второго потока сформирован. 
Совместная деятельность УО, органов и организаций образования с педагогическими вузами и колледжами региона. 
Школы области сотрудничают с различными высшими учебными заведения и международными организациями. Традиционными стали проведение предметных олимпиад совместно с университетами г. Кокшетау. Кроме того, основой развития внешних связей школ является совместная работа с вузами региона по внедрению профильного обучения. Проводятся консультации учащихся и педагогов с преподавателями вузов. Организована систематическая работа по проведению пробных ЕНТ для учащихся 11-х классов. Одним из важных профориентационных направлений работы со старшеклассниками является организация встреч с представителями вузов, где предоставляется возможность не только познакомиться с данным вузом, но и задать ряд интересующих вопросов. Используется материально-техническая база вузов (работа в образовательном Портале, в лабораториях вуза по профильной, научной (педагоги), учебно-исследовательской тематикам). Совместная работа с вузами регионов по внедрению профильного обучения предполагает как традиционные, так и новые формы работы. Для организации предпрофильной подготовки 8-9 классов привлекается широкий круг профориентаторов из колледжей региона. Проводятся совместные мероприятия с участием учащихся и их родителей. Руководством школ заключаются договоры с колледжами, образовательными учреждениями, имеющими соответствующую лицензию, об оказании шефской помощи в организации учебного процесса и приеме квалификационных экзаменов. В области подготовку педагогических кадров в системе ТиПО осуществляют 2 колледжа: ГККП «Педагогический колледж им. Мусина», г. Кокшетау, и ГККП «Педагогический колледж, г. Щучинск Бурабайского района. На основе созданной в педагогическом колледже им. Ж. Мусина системы менеджмента качества национального стандарта ISO 9001-2009 коллектив колледжа одним из первых среди педагогических колледжей республики проходит в текущем 2016 году Институциональную аккредитацию организаций технического и профессионального образования. 
7. Социальное положение работников образования региона. 
1) Заработная плата педагогических работников. Средняя заработная плата педагогических работников организаций общего среднего образования составляет 80,283 тыс. тенге в месяц, организации технического и профессионального образования – 90,000 тыс. тенге. 
2) Социальные льготы. Значительную роль в работе по привлечению молодых специалистов для работы в сельской местности оказал Приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 06. 11. 2014 года № 72 «Об утверждении размеров и Правил предоставления мер социальной поддержки специалистам здравоохранения, образования, социального обеспечения, культуры и спорта, прибывшим для работы и проживания в сельские населенные пункты». Выделены подъемные 305 специалистам на сумму 42 291,5 тыс. тенге. Всем педагогическим работникам предусмотрен ежегодный медицинский осмотр за счет бюджетных средств. Педагогическим кадрам, работающим в сельской местности, по решению местных представительных органов за счет бюджетных средств установлен коэффициент от 25% надбавки к заработной плате. За всеми молодыми специалистами, прибывшими для работы в село, закрепляются наставники из числа творчески работающих, опытных педагогов, в этой связи организованы «Школы молодого учителя», в деятельность которых входит оказание методической помощи в становлении и адаптации молодых специалистов в условиях сельской школы. В виду того, что вопросы оказания социальной поддержки молодых специалистов находятся в ведении местных органов исполнительной власти, управлением образования ежегодно направляются письма на имя акимов районов и городов области об усилении ответственности и предусмотрении средств в бюджете для создания условий специалистам, прибывшим для работы в село. 3) Обеспечение жильем. По состоянию на 1 января 2016 года прибывшим (с учетом прибывших на 2014-2015 учебный год) 136 специалистам образования выделены кредиты для приобретения жилья в сумме 375 444,5 тыс. тенге 
8. Строительство объектов дошкольного, среднего, дополнительного образования за счет средств МБ. 
За период с 2013 года всего в области построено 26 объектов образования на 7 590 мест, из них за счет средств МБ: – в 2013 году построено 3 детских сада на 700 мест и 2 школы на 200 мест; – в 2014 году введены в эксплуатацию 3 детских сада на 520 мест и 5 школ на 756 мест; – в 2015 году завершено строительство детского сада на 140 мест и двух школ на 384 места. – в 2016 году будет завершено строительство на восьми объектах образования, в том числе за счет средств местного бюджета завершается строительство двух школ на 280 мест (в с. Макпал Енбекшильдерского района на 80 мест, в г. Ерейментау Ерейментауского района на 200 мест); – один детский сад 240 мест (в г. Кокшетау, пос.Станционный); – одна реконструкция детского дома в г. Акколь Аккольского района. 
9. Проблемы и пути решения. 
Дефицит мест в дошкольных организациях. По области в очереди зарегистрировано 25 232 ребенка, в том числе от 3-х до 6 лет 6 730 детей. Наибольший уровень очередности детей наблюдается в городе Кокшетау – 10 263 человека, в связи с этим наиболее остро стоит проблема нехватки детских садов в г. Кокшетау. Пути решения. Чтобы решить проблему дефицита мест, принимаются меры по открытию детских садов за счет развития государственно-частного партнерства, строительства, открытия мини-центров. Необходимо выделение средств из республиканского бюджета на строительство детских садов. Реализация проектов в рамках Комплексного плана социально-экономического развития населенных пунктов, прилегающих к г. Астане, до 2020 года: – на завершение строительства СШ в с. МаксимовкаЦелиноградского района необходимо 662,2 млн. тг. – на начало строительства дошкольного образовательного учреждения на 280 мест в коттеджном поселке «Саяжай», аульного округа Жибек Жолы, Аршалынского района дефицит средств составляет 611,6 млн тенге. Предотвращение трехсменного обучения В связи с миграционными процессами в Целиноградском районе увеличился контингент учащихся с 9 609 учащихся в 2012-2013 учебном году до 15 147 учащихся в текущем учебном году (или 5 538 детей). В текущем учебном году дефицит мест в общеобразовательных школах района по состоянию на 1.09.2015 года составляет 1 181-е место, что в свою очередь может привести в предстоящем 2016-2017 учебном году к трехсменному обучению в СШ № 18 и СШ № 18/2 с. Кощи, а также в СШ № 4 с. Кажымукан Целиноградского района. Аналогичная ситуация по прогнозируемому трехсменному обучению складывается и в областном центре г. Кокшетау. По состоянию на 01. 09. 2015 года данный показатель в целом сложился в 17 школах г. Кокшетау и составляет 6 320 ученических мест (за последние три года контингент учащихся школ города вырос на 2,8 тысячи человек, с 18 040 учащихся в 2012 году до 20 838 в 2015 году), имеется вероятность трехсменного обучения в СШ №№ 1, 6, 18. В этой связи назрела острая потребность в строительстве общеобразовательных школ в областном центре, для этого имеется разработанная проектно-сметная документация, прошедшая государственную экспертизу по трем проектам на сумму 3 055,7 млн тенге (строительство типовой школы на 900 мест (привязка) в г. Кокшетау Акмолинской области, ГЭ № 12-0116/16 от 27. 04. 2016 г., стоимость проекта 1 448,766 млн. тенге, строительство учебно-воспитательного комплекса (на 10 классов, школа 1. 2 ступени) с дошкольным отделением на 4 группы в жилом районе вдоль красноярской трассы в г. Кокшетау Акмолинской области», ГЭ № 17-0224/14 от 26. 09. 2014 г., стоимость проекта 1 061,841 млн тенге, строительство пристройки на 420 мест к средней школе № 18 в городе Кокшетау Акмолинской области», ГЭ № 12-0367/15 от 22. 12. 2015 г., стоимость проекта 545,087 млн тенге). Всего в Акмолинской области 38 организаций ТиПО, в том числе 27 государственных организаций ТиПО. В 24 учебных заведениях есть общежития. На данный момент имеется потребность 7 учебных заведений в 8 общежитиях на 1 600 мест. Основную потребность в общежитиях испытывают учебные заведения ТиПО, расположенные в городах Кокшетау, Степногорск, Щучинск, Атбасар из-за большого количества студентов, прибывающих из сельской местности (более 60%). Предлагаемые пути решения: строительство общежитий в городах Кокшетау, Степногорск, Щучинск, Атбасар. 
ІІІ. Процесс воспитания и дополнительного образования в регионе. 
Работа с молодежью 
В 2015-2016 учебном году в области действуют 88 организаций дополнительного образования (ДДТ – 18, ДМШ – 18, ДХШ – 2, ДШИ – 1, СЮТ (техников) – 1, СЮТ (туристов) – 1, СЮН (натуралистов) – 1, клубы по интересам – 4, дворовых клубов – 42). Охват учащихся организациями дополнительного образования в 2015-2016 учебном году составляет 30 005 учащихся (27,4%), что превышает показатель 2013-2014 учебного года на 8,5%. В 3 626 секциях при школах занимаются 36 067 учащихся. В сравнении с 2013-2014 учебным годом количество секций при школах увеличилось на 810. 37 259 учащихся в свободное от учебы время заняты в 3 862 кружках по интересам при школах (3 219 кружков с охватом 31 960 учащихся в 2013-2014 учебном году, 3 689 кружков с охватом 37 120 учащихся в 2014-2015 учебном году). В организациях образования Акмолинской области проводится системная работа по созданию и координации деятельности военно-патриотических (спортивных, технических) клубов. В настоящее время в общеобразовательных школах, колледжах области работают 138 военно-патриотических клубов. С 2013 года количество клубов, открытых при организациях образования области, увеличилось на 17. В организациях образования Акмолинской области функционируют 185 общественных музеев по следующим направлениям: 159 –исторические, 15 – Боевой Славы, 5 – этнографические, 1– литературно-художественные, 1 – мемориальный, 4 – другие. Вместе с тем, в 2013-2014 учебном году в связи с реорганизацией школ закрыто 3 музея (Косбармакской ОШ в НШ, Ижевской СШ, Аршалынский район, школы Атбасарского района, Жамантузской нач. школы Зерендинского района). В 2014-2015 учебном году открыты школьные музеи в Московской СШ, Двуреченской СШ Есильского района, на базе Дружбинской школы Коргалжынского района и Талапкерской СШ Целиноградского района открыты историко-краеведческие музеи. В 2015-2016 учебном году в 15 школах Ерейментауского района открыты комнаты и уголки, отражающие историю района. В сравнении с 2013-2014 учебным годом доля школьников, вступивших в ряды ЕДЮО «Жас Ұлан», увеличилась в 1,5 раза (с 29 418 в 2013 году до 45 216 в 2016 году). 
IV. Основные сохраняющиеся проблемы системы образования (в том числе, не решенные в отчетном году) 
1. Отсутствие нормативных документов и учебных программ для организации инклюзивного образования. В настоящее время в организациях образования обучаются дети с ограниченными возможностями в развитии по заключению ПМПК (обучение в массовой школе с индивидуальным подходом). Для организации обучения таких учащихся отсутствуют нормативная база, специальные программы, в штатное расписание не включены необходимые специалисты. 
2. Позднее поступление в розничную торговлю учебно-методических комплексов, учебных программ, учебников, отсутствие учебных программ для изучения казахского и русского языков в дошкольных организациях. На начало учебного года организации образования области не в полном объеме обеспечиваются УМК, утвержденные приказом МОН РК, инструктивно-методическим письмом. В розничную торговлю данная литература поступает только после начала учебного процесса. 
V. Новые инициативы в системе образования Региона 
1. Проект модели управления методическими службами Акмолинской области, которая предполагает создание единого информационно-методического пространства в регионе; 
2. Проект «Город – село», снимающий грань между городскими и сельскими учреждениями образования в овладении инновационными и ИКТ-технологиями; 
3. Стажерские площадки трех уровней (для школ, работающих в режиме «Дарын», инновационных и общеобразовательных школ); 
4. Проект «Модель индивидуальной траектории учителя в межкурсовой период»; 
5. Функционирование педагогических мастерских для учителей областных одаренных и коррекционных (специальных) школ области; 
6. Внедрение проекта полиязычного образования в дошкольном образовании; 
7. Проект «Адаптивная школа для всех» по внедрению инклюзивного образования. Развитие дуальной системы обучения (увеличение организаций ТиПО, внедряющих дуальную систему обучения с 59% (в 2015-2016 учебном году) до 68% (в 2016-2017 учебном году). Внедрение в учебный процесс новых образовательных программ (НОП) в рамках НОП НАО «Холдинг «Кәсіпкор». Расширение перечня новых квалификаций по подготовке специалистов, например, «Мехатроник» (сельскохозяйственных машин и оборудования). Выпуск «младших инженеров» (Высший колледж г. Кокшетау) по программе прикладного бакалавриата. 
VI. Основные задачи и приоритетные направления развития системы образования региона 2015-2016 учебного года 
Для успешной реализации Госпрограммы и решения задач, поставленных Главой государства перед системой образования, улучшения ситуации в отрасли, нам предстоит: 
1. Обеспечить реализацию программы «Балапан». 
2. В сфере среднего общего образования продолжить работу по подготовке к переходу на 12-летнее образование. С этой целью необходимо: – увеличить количество компьютерной техники и снизить число учащихся на один компьютер; – увеличить обеспеченность предметными кабинетами новой модификации; – подключить школы области к широкополосному Интернету. 
3. Для повышения эффективности деятельности управления образования: – систематизировать работу по оказанию методической помощи районным и городским методическим кабинетам через областной учебно-методический кабинет; – разработать тестовые задания для руководящих работников на знание нормативных правовых актов в сфере образования; – разработать мероприятия, направленные на повышение мотивации и стимулирование работы работников кадровых служб организаций образования. 
4. Увеличение доли школ, создавших условия для включения в общеобразовательный процесс детей с ограниченными возможностями и «безбарьерные зоны». 
5. Продолжить работу по реализации Типового комплексного плана по усилению воспитательного компонента в организациях образования. 
6. Повысить эффективность работы родительской и педагогической общественности, общественных объединений, работающих в сфере образования в информационно-разъяснительной кампании воспитательных мероприятий организаций образования. 
7. Внедрение дуальной системы обучения. Целью данной системы является подготовка квалифицированных кадров и повышения показателя трудоустройства выпускников организаций ТиПО. Развитию системы образования Акмолинской области с учетом современных тенденций изменения содержания образования уделяется особое внимание. В системе дошкольного воспитания и обучения функционируют 579 дошкольных организаций образования, которые посещают 36 793 ребенка. В 2015 году начата апробация общеобразовательной типовой программы дошкольного воспитания и обучения на базе шести экспериментальных площадок в дошкольных организациях. Активно внедряется инклюзивное обучение – в 47 детских садах созданы условия для воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями. Успешно внедряются образовательные технологии Монтессори, ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), проектной деятельности, которые формируют основы исследовательской, познавательной, продуктивной деятельности дошкольников. Педагогами детских садов активно используются здоровьесберегающие методики. Информационно-коммуникационные технологии (интерактивные доски, ручки, буклеты) входят в жизнь детей дошкольного возраста, вызывая интерес к процессу познания окружающего мира. В Акмолинской области 578 дневных государственных общеобразовательных школ, из них 401 (69%) являются малокомплектными, в них обучаются 26 582 учащихся (26% от общего контингента 109 690). В МКШ работают 6 220 педагогов (45% от общей численности педагогов 13 682). В целях решения проблем качества обучения в МКШ за 5 лет созданы 18 ресурсных центров, к которым прикреплены 47 магнитных малокомплектных школ. 482 учащихся имеют возможность сессионно пополнить свои знания в опорных школах, имеющих все необходимые ресурсы. Работу по созданию ресурсных центров на базе школ планируем продолжить в 2017-2019 годах (2017 год – 1 РЦ, 2018 год – 1 РЦ, 2019 год – 3 РЦ). Сегодня в области 87,5% школ (506 школ) подключены к широкополосному Интернету, в том числе 41% (236 школ) имеют скорость свыше 4 Мбит/с, до сентября т. г. планируем довести до 57%. Это 332 школы будут иметь возможность работать в системе электронного обучения «е-learning» и «Күнделік.КЗ». С 2013 года 36 школ области работают в системе «е-learning». В 2016 г. в пилотном режиме 166 школ подключены к информационной системе «Күнделік. КЗ». Обучено 350 заместителей директоров и администраторов. До конца года планируется подключение оставшихся школ, что позволит использовать данный ресурс для проведения дистанционного обучения как учащихся, так и учителей. Популярность приобретают видеоконференции, вебинары, онлайн-совещания. За прошлый учебный год проведено более 200 онлайн-уроков и семинаров, проводятся ежеквартальные открытые уроки с Департаментом ЧС, водно-спасательной станцией и управлением дорожной полиции. Проводится работа по внедрению элементов STEM образования. Планируется приобретение классов робототехники. Летом на курсах по робототехнике обучено учителей 150 школ. Так, за последние годы ученики нашей области занимают передовые позиции на различных конкурсах и соревнованиях. Одним из факторов повышения качества образования в целом является развитие системы дополнительного образования. В 2015-2016 учебном году при школах работали 3 626 спортивных секций с охватом 36 067 учащихся (33%), 3 862 кружка по интересам с охватом 37 259 учащихся (34%). В 88 организациях дополнительного образования занимаются 30 005 учащихся. В летний период 2016 года охвачено отдыхом и оздоровлением (96,4%) 101 694 ребенка, занятостью охвачено 65 592, что составляет 62%. С сентября 2014 года начата апробация обновленного содержания образования в двух пилотных школах области (Никольская Буландынского района и МШЛ № 5 г. Степногорска), это 87 учащихся 1-х классов (Никольская СШ – 12 учеников, СШ № 5 г. Степногорска – 75 учащихся). Апробация проходит успешно. Учителя пилотных школ имеют положительные отзывы о качестве учебников, учебных программ по предметам. А система критериального оценивания получила отклик у родителей первоклассников. Для развития познавательных интересов учащихся, создания языковой среды, а также для выявления учащихся, одаренных в области лингвистики, в каждом из 19 загородных и 648 пришкольных лагерях были организованы лингвистические профильные смены по изучению английского языка с охватом более 70 000 школьников. На базе ОСШИ для одаренных детей № 2 г. Астана, Казахско-турецкого лицея, в СШ № 33 с. Родина Целиноградского района организованы недельные летние языковые школы. За летний период текущего года летними школами охвачено более 1 500 акмолинских школьников. В целях информирования педагогической и родительской общественности о предстоящей модернизации системы образования в апреле-мае т. г. управлением образования проведена широкомасштабная работа. В первую очередь проведено инструктивное совещание с руководителями районных (городских) отделов образования по вопросам перехода на обновленное содержание образования. Подготовлен и показан по каналам телевидения видеоролик о деятельности полиязычной ШГ № 3 г. Кокшетау. 29 апреля т. г. с 16. 00 до 17. 00 на сайте управления образования в режиме видеочата было организовано обсуждение вопросов перехода на обновленное содержание образования, пятидневной учебной недели, продолжительности каникул и внедрения трехъязычия. Специалисты управления образования на казахском и русском языках отвечали на вопросы родительской и педагогической общественности. В ходе видеочата всего поступило 50 вопросов, из них часто задаваемые были посвящены проблемам предшкольной подготовки, приему в первый класс, обучению учителей предметников английскому языку. 3 мая 2016 года состоялось совещание с директорами общеобразовательных школ области и руководителями районных, городских методических служб. В совещании приняли участие 600 человек. Каждый директор получил информационные материалы по перспективам развития образования страны для проведения дальнейшей информационной работы среди педагогической и родительской общественности. 4 мая состоялся брифинг руководителя управления. Представители СМИ активно интересовались вопросами введения трехъязычия, пятидневной учебной недели, продолжительности каникул. 18 мая проведен Родительский Форум с участием 400 председателей родительских комитетов школ области. На Форуме обсуждены вопросы перехода на новое содержание образования, трехъязычия, каникул и режима работы школы. В рамках Форума состоялась презентация школьной формы, изготавливаемой предпринимателями Акмолинской и Северо– Казахстанской областей. Все данные мероприятия сопровождались размещением информации на сайте управления образования, где был открыт специальный раздел «Трехъязычие». Сегодня уже нет сомнений, что будущие знания, наука, новейшая информация, целые профессии и в целом будущее конкурентоспособности любой нации зависят от знания английского языка. Полиязычное обучение реализуется в двух школах нашей области. В областной специализированной школе-интернат № 1 для одаренных детей «Казахско-турецкий лицей» г. Кокшетау программой обучения предусмотрено с 7-го класса преподавание пяти предметов (алгебра, информатика, химия, биология, физика) на английском языке. В ШГ № 3 им. М. Габдуллина г. Кокшетау информатика на английском языке ведется начиная с 5 класса, математика – с 7 класса. Биология, химия, физика преподаются интегрированно с английским языком с 7 класса. 
Техническое и профессиональное обучение 
Сеть организаций ТиПО области представлена 38 учебными заведениями с общим контингентом обучающихся более 20,9 тысячи человек. Из 38 организаций ТиПО 29 – государственных колледжей и 9 – частных. По государственному образовательному заказу в организациях ТиПО обучаются 13 255 человек, что составляет 64% от общего количества студентов. Обучение проводится по 94 профессиям и специальностям и 139 квалификациям. В области 16 колледжей (59%) внедряют дуальную систему обучения по семи отраслям экономики. Высший колледж г. Кокшетау – один из 38 учебных организаций технического и профессионального образования области, который вошел в число 10-ти ведущих колледжей республики и в этом году впервые осуществлен выпуск 88 младших инженеров. В 2015 году казахстанские студенты колледжей впервые состязались в профессиональных навыках в международном конкурсе WorldSkills (Бразилия), продемонстрировав высокие результаты. Токежанов Адлет – выпускник индустриально-технического колледжа № 2 г. Степногорска стал победителем Национального чемпионата, успешно выступил на международном чемпионате в Бразилии по компетенции «Токарное дело». В этом году состоялся региональный чемпионат по 14 компетенциям, победители примут участие в июне т. г. на Национальном чемпионате WorldSkills. Мы начинаем интегрироваться в международное образовательное пространство колледжей. Одним из успешных примеров вовлечения молодежи в укрепление духовно-нравственных ценностей Мәңгілік Ел и культуры здорового образа жизни является деятельность военно-патриотического клуба «Айбын» педагогического колледжа им. Мусина, занявшего 2-е место на республиканском конкурсе военно-патриотических клубов. Своевременное обеспечение учебниками и УМК учащихся и воспитанников является одним из важных моментов при организации учебного процесса. На приобретение и доставку учебников и УМК выделено 798,0 млн тенге (ОБ+МБ), в том числе на закуп учебников для 1-го класса по новому стандарту ГОСО 12-летней школы 200 млн тенге. Заказы сформированы по всем классам. Завершена работа по заключению 257 договоров с 15 издательствами. Обеспеченность кабинетами новой модификации составляет 45,3% (в 2015 году – 45,2%). В 2016 году ведется строительство и реконструкция восьми объектов образования на 1,7 млрд. тенге. На проведение капитальных ремонтов 15 объектов (17 проектов) предусмотрено 1,5 млрд. тенге. Кроме этого, дополнительно из резерва Правительства РК в июле текущего года поддержано выделение еще 256,2 млн. тенге на проведение текущего ремонта в 47 объектах образования. Также в 3 квартале текущего года в рамках ДКЗ-2020 запланировано выделение 599 млн тенге на ремонт 25 объектов образования. По всем объектам конкурсные процедуры завершены, договоры заключены, ведутся ремонтные работы. В этом году планируется ввод в действие пяти новых школ на 1780 мест, двух детских садов на 520 мест, один из которых за счет средств Национального фонда, реконструкция одного детского дома на 145 мест. Вместе с тем, продолжается строительство еще трех новых школ на 540 мест. Наша задача, помимо госучастия, привести в строительство организаций образования массовый частный капитал. Работа в этом направлении начата в Целиноградском районе в с. Косшы строительство СШ на 600 и на 1 200 мест и детского сада на 280. В общеобразовательных школах области работают 13 682 учителя. Из них с высшим образованием 11 807 (86,3%), с техническим и профессиональным, послесредним образованием – 1 838 (13,4%) и с общим средним образованием – 37 (0,3%). По квалификационным категориям имеют высшую категорию – 2 109 (15,4%), первую категорию – 4 608 (33,7%), вторую – 3 886 (28,4%) и без категории – 3 079 (22,5%). 
 Для оказания педагогам методической и консультативной помощи в период 2016 г. через систему повышения квалификации филиала по госзаказу на краткосрочных курсах подготовлены 14 120 педагогов, в том числе 9 077 – из сельских школ. Воспитание достойного поколения ХХI века – огромная ответственность и нелегкий труд, заслуживающий большого уважения. Роль учителя, педагога в обществе очень велика. Переход на обновление содержания образования предъявляет новые требования к кадровому ресурсу.

Журнал "Жасstar", №1-4 (47-50) 2016 г. 2016 г.


[ Вернуться к содержанию ]

НОВЫЙ НОМЕР

№1-2 (51-52) 2017

Архив номеров

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Перейти в фотогалерею

 

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

Просмотреть мероприятия

ПОИСК ПО САЙТУ



 

© 2006 – 2024 Республиканский Союз детских общественных организаций Казахстана «Жулдыз».
Адрес: Республика Казахстан, г. Кокшетау, ул. Абая, 112 а, офис 207 (2 этаж). Телефоны: 8 (7162) 502591, 721226, e-mail: sdoozhuldyz@mail.ru
При перепечатке материалов ссылка на источник обязательна. Авторы Интернет-проекта www.zhuldyz.kz: Данил Конищев, Лидия Тришечкина, web: Муратбек Жусупеков.
Сайт работает при финансовой поддержке Авторской группы DALI

Перейти на главную страницу Перейти в форум