Перейти в форум
 
 

Главная страница - Журнал "Жасstаr"

Журнал "Жасstar"

В Комитете по охране прав детей МОН РК

Во имя и в интересах детей

Раиса Шер,

заместитель Председателя Комитета

по охране прав детей

 Министерства образования и науки РК

Стратегической целью государственной социальной политики в интересах детей является создание необходимых правовых, социально-экономических, социально-культурных условий, а также реальное обеспечение основных гарантий прав ребенка в Республике Казахстан. 

Основной Закон нашего государства гарантирует всем своим гражданам реализацию их социальных прав. Контроль за обеспечением прав детей осуществляет Комитет по охране прав детей МОН РК.

Известно, в ноябре 1989 года ООН приняла Конвенцию о правах ребенка, а наша страна ратифицировала ее в 1994 году.

По сравнению с ранее принятыми документами в области прав детей это наиболее полный документ, в котором права приобретают силу норм международного права.

Одним из ключевых моментов в выполнении принятых Республикой Казахстан международных обязательств является вопрос о создании эффективной системы управления и межведомственного взаимодействия заинтересованных государственных структур, неправительственных и международных организаций в вопросах улучшения качества жизни детей.

Сейчас в республике вопросами детства занимаются 9 министерств и ведомств, а также неправительственные общественные организации.

Так, например, в структуре Министерства образования и науки Республики Казахстан находятся 722 учреждения для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, с охватом 79 674 ребенка.

В системе здравоохранения функционируют 26 домов ребенка, где содержится свыше 21 тысячи детей. В системе социальной защиты функционируют 19 домов интернатов для детей-инвалидов, в которых находится 1294 ребенка.

В правоохранительной системе функционируют 18 центров временной изоляции, адаптации и реабилитации несовершеннолетних с охватом около 10 тысяч детей.

Деятельность этих учреждений направлена на достижение единой цели: сохранение и укрепление физического и нравственного здоровья воспитанников, их необходимой реабилитации. При этом задачи вышеуказанных учреждений разные и предполагают оказание социальных, медицинских, правовых и прочих услуг по определенной специфике, присущей данным учреждениям. Однако отсутствие единых подходов, скоординированности действий не позволяют в полной мере реализовать защиту прав ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации.

В целях обеспечения координации по реализации Конвенции на государственном и местном уровнях, а также сотрудничества с неправительственными общественными организациями и другими секторами гражданского общества, постановлением Правительства Республики Казахстан от 13 января 2006 года № 36 создан специальный уполномоченный орган – Комитет по охране прав детей Министерства образования и науки Республики Казахстан и его подразделения – департаменты по защите прав детей в каждом регионе страны.

Разумеется, что это не означает нашего стремления монополизировать эту сферу деятельности. Напротив, мы считаем, что комплексность этой политики предполагает активное и многоуровневое межведомственное сотрудничество, создание стройной системы реагирования на республиканском и местном уровнях.

Понятно, что решать нелегкие проблемы семьи и детства только силами государственных органов очень трудно, поэтому необходимо привлечение общественности, гражданских инициатив.

В прошлом году для эффективной межведомственной координации при Правительстве Республики Казахстан была создана Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, ее рабочим органом является наше министерство.

Стоит добавить, что Правительством страны подписан новый договор с Детским фондом ООН ЮНИСЕФ о дальнейшем сотрудничестве по оказанию помощи семьям и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Как известно, по инициативе и при поддержке ЮНИСЕФ на протяжении ряда лет в Центральной Азии проходят различные форумы по образованию и по вопросам охраны здоровья матери и ребенка. В декабре 2006 года, учитывая положительный опыт по обеспечению необходимых условий для обучения и воспитания детей в Казахстане, министерством совместно с ЮНИСЕФ был проведен первый форум по охране прав детей стран Центральной Азии в новой столице – г. Астане. В его работе принимали участие не только делегации стран Центральной Азии, а также представители Европейского союза, Азиатского банка развития, международных, национальных неправительственных общественных организаций и средства массовой информации.

При поддержке международных и неправительственных общественных организаций в республике реализуются программы по предупреждению социального сиротства, развитию альтернативных форм семейного воспитания.

В целях обеспечения необходимых условий для жизни, обучения и воспитания детей совместно с неправительственными общественными организациями реализуются такие программы и проекты, как «Дети, нуждающиеся в особых мерах защиты», «Мониторинг состояния дошкольного воспитания Республики Казахстан на рубеже веков», «Идентификация услуг и служб, обеспечивающих развитие программ для детей в раннем детстве», «Жизненные навыки и ВИЧ /СПИД », «Развитие альтернативных форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей» и др.

Основными партнерами Комитета по охране прав детей Министерства образования и науки в вопросах обеспечения социальных и правовых гарантий качества жизни детей являются министерства и ведомства, Национальная комиссия по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте РК , Национальный центр по правам человека в РК , Детский фонд ООН ЮНИСЕФ , а также неправительственные общественные организации.

В прошлом году Комитетом при поддержке местных исполнительных органов был проведен анализ деятельности неправительственных общественных организаций, занимающихся вопросами детства, и создан республиканский банк данных. Число таких неправительственных общественных организаций в республике, по состоянию на 1 января 2008 года, составляет 604. С некоторыми из них Комитетом уже подписаны меморандумы, договоры и соглашения о сотрудничестве. Совместно с вышеназванными партнерами проведены различные форумы, конференции, круглые столы, совещания, конкурсы и др.

Приведу несколько примеров.

В 2007 году в целях привлечения внимания общества к проблемам детей, укрепления в общественном сознании необходимости особой заботы о детях, постоянного соблюдения их прав, а также сохранения и приумножения нравственных, культурных традиций казахского народа в деле воспитания подрастающего поколения при поддержке «Молодежного медиа-союза Казахстана» был проведен Первый Национальный конкурс «Балалық шақ досы – Друг детства».

Совместно с ОО «Лига женщин творческой инициативы» для директоров и заместителей директоров департаментов по защите прав детей Комитета по охране прав детей МОН РК проведены семинары: в городе Алматы – с участием президента фонда «Бөбек» С. А. Назарбаевой «Развитие межведомственного взаимодействия в области защиты прав детей», в городе Астане – «О выполнении законодательства в области защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В помощь руководителям органов образования, специалистам по опеке и попечительству в их практической деятельности совместно с ОО «Лига женщин творческой инициативы» издан Сборник нормативных правовых документов по вопросам охраны прав и законных интересов детей, разработана и внедрена в городе Алматы и Южно-Казахстанской области специальная программа «Школа приемных родителей» для обучения родителей, желающих взять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Филиалом республиканского общественного объединения «Национальная Ассоциация психологов Казахстана» Южно-Казахстанской области при поддержке ЮНИСЕФ осуществлен проект «Оценка существующих услуг и развитие альтернативных форм ухода за детьми».

Результатом данной работы стало открытие в Южно-Казахстанской области Центра поддержки семьи.

Совместно с ОО «Центр социальной адаптации детей» для оказания практической помощи специалистам, работающим с детьми, в г. Астане при поддержке Детского фонда ООН ЮНИСЕФ и акимата г. Астаны проведены научные исследования по раннему выявлению семейного неблагополучия на базе 16 общеобразовательных школ города.

Общественным объединением «Союз женщин интеллектуального труда» проведено социологическое исследование ситуации с детским трудом в регионах республики. По итогам исследования подготовлен и издан сборник «Наихудшие формы детского труда в Республике Казахстан: оценка ситуации и предпринятые в стране меры».

В целях предоставления квалифицированной помощи детям и молодежи, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, при поддержке Детского фонда ООН ЮНИСЕФ и Союза Кризисного центра, в качестве эксперимента в городе Алматы планируется начать работу по реализации пилотного проекта по внедрению национальной телефонной линии доверия № 150.

Как известно, сегодня в разных странах мира более 850 городов присоединились к инициативе ЮНИСЕФ «Город, дружественный к ребенку» (ГДР ), которая представляет собой город или любую систему местного самоуправления, где мнения, потребности, приоритеты и права ребенка составляют неотъемлемую часть государственной политики, программ, решений.

Проект «Город, дружественный к ребенку» широко известен у нас в республике. Реализация пилотных проектов осуществляется в Усть-Каменогорске, Семипалатинске, Астане, Караганде. В ходе проекта «Город, дружественный к ребенку» особый акцент, в первую очередь, мы сделаем на проведении мониторинга и оценки положения детей и молодежи в городе, развитие социальных услуг, ориентированных на ребенка и семью. И в этом вопросе нам потребуется помощь НПО. Как показывает анализ изучения международного опыта, в цивилизованных странах значительную часть бремени по защите детства берет на свои плечи гражданское общество, неправительственные организации. Организации третьего сектора, так хорошо зарекомендовавшие себя в решении основных социальных проблем в развитых демократических странах, и в Казахстане сегодня уже получают должную поддержку своей деятельности со стороны государства, они стали по-настоящему значимой силой при заинтересованном содействии со стороны государства.

Мы знаем, что многие НПО обслуживают граждан, снимая значительное бремя с госбюджета и являясь лидерами социальных реформ. Они оказывают адресную поддержку наиболее нуждающимся, разрабатывают инновационные виды социальных услуг и помощи, в особенности там, где государство не способно действовать в силу бюджетных ограничений или не успевает реагировать на вызовы времени (женщины и дети-инвалиды, одинокие матери, домашнее насилие, проблемы пожилых людей и т.д.).

Сегодня важно понять, что суть межсекторального социального партнерства заключается в конструктивном взаимодействии всех секторов общества (государственного и негосударственного) при решении социально значимых проблем.

Представители каждого сектора имеют разные возможности и ресурсы для участия в решении проблем социальной сферы. У них разные представления о самой природе социальных проблем. Но несмотря на все различия и связанные с ними противоречия, они обречены на сотрудничество, поскольку ни государство, ни бизнес, ни общественность не могут «в одиночку» преодолеть социальную несправедливость.

Если проанализировать в целом ситуацию по стране, то следует признать, что сегодня все еще низка эффективность многообразной деятельности различных ведомств, государственных учреждений, НПО , работающих в сфере детства.

Не секрет, что общественные организации пока еще обладают достаточно ограниченным влиянием на процессы принятия решений в социально значимых областях. Одной из существенных причин такой ситуации является отсутствие четких механизмов сотрудничества между общественными организациями и органами государственной власти.

Наблюдается ведомственная ограниченность и межведомственная разобщенность. Не в полной мере есть определенные ресурсы, процедуры и достаточное кадровое обеспечение органов местного самоуправления – первичного звена в системе принятия решений о форме защиты прав ребенка; взять хотя бы специалистов по охране прав детей в органах образования.

Несмотря на программу «Дети Казахстана», где 10 регионов подтвердили желание увеличить их число, вопрос до сих пор не решается, кроме Костанайской области и г.Алматы.

Имеет место паллиативный характер реально действующей реабилитационной системы, в которой многие учреждения, декларирующие свою реабилитационную направленность, в действительности являются в лучшем случае лишь учреждениями, где содержатся дети, отлученные от естественной жизни. В этом мы смогли убедиться при посещении школ для детей с девиантным поведением в Карагандинской, Жамбылской областях.

Для решения социальных проблем создаются различные НПО. Однако чаще всего они разобщены, мало знакомы с работой друг друга и не все стабильно работают и развиваются.

Далеко не все НПО , имеющие опыт работы, развивают диалог с местными властями, и так как “правила игры” не определены законом, то получается, что гражданские инициативы часто просто не находят поддержки, не считая отдельных робких шагов в рамках тендерных программ.

Нельзя не отметить и тот факт, что в СМИ все еще слишком слабо отражается роль НПО и их достижений в решении социальных проблем города и региона, практически нет аналитических материалов. Поэтому население не знает или имеет смутное представление о том, что есть такие организации, в которых они могут реализовать свои способности, улучшить жизнь своего сообщества, да и просто познакомиться с близкими по духу людьми.

Несмотря на принимаемые государством меры по взаимодействию госорганов с неправительственным сектором, сегодня все еще недостаточно системно организована поддержка общественных инициатив, деятельности негосударственных организаций.

Наверное, вот эти перечисленные причины сказываются на том, что в настоящее время в нашей стране все еще сохраняется значительное количество проблем в сфере жизнедеятельности и правовой защищенности детей, которые вызывают серьезную обеспокоенность не только госорганов, но и общества в целом.

Среди целого ряда проблем, порожденных детским неблагополучием, наиболее значимые – профилактика социального сиротства, безнадзорности несовершеннолетних, долгое время находившихся вне семейных связей, защита их прав, реабилитация и адаптация к жизни в современных условиях. Несмотря на принимаемые меры, все еще серьезную обеспокоенность вызывает неблагоприятная ситуация с нравственным поведением детей, подростков и молодежи. Вызывает тревогу число правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних.

Только за 6 месяцев текущего года, по данным внутренних дел полиции, подростками совершено 2710 преступлений. Сохраняется опасная тенденция повышения криминальной активности подростков младшего возраста, а также девочек. Особую тревогу вызывает употребление наркотических и психотропных средств.

За этот период в центры временной изоляции и адаптации несовершеннолетних (ЦВИАРН ) доставлены за безнадзорность 4980 детей, на учет в органах внутренних дел поставлены свыше 13 тыс. подростков с девиантным поведением. Сегодня в республике не снижается социальное сиротство, в государственные учреждения системы здравоохранения, образования и социальной защиты продолжают поступать брошенные, отказные дети, а также те, чьи родители лишены родительских прав. По данным органов внутренних дел, за 6 месяцев текущего года поставлены на учет 12497 неблагополучных семей, лишены родительских прав 625 взрослых.

Сегодня в обществе довольно активно обсуждается вопрос о принятии неотложных мер по предупреждению социального сиротства, снижению числа безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, детей с девиантным поведением.

Не может не тревожить тот факт, что с каждым годом количество детей, оставшихся без попечения родителей, не становится меньше. Их в республике выявлено свыше 48 тысяч. Причем лишь 2 885 являются круглыми сиротами. Остальные – сироты при живых родителях, которые лишены родительских прав, находятся в местах заключения, в розыске, на длительном лечении.

Отмечу лишь, что на содержание этих детей в государственных учреждениях только в 2008 году было выделено свыше 5 млрд. тенге бюджетных средств, что на 660 млн. больше, чем в прошлом году.

Понятно, что эффективная политика в интересах детей должна основываться на точном знании и понимании настоящего положения детей, их потребностей и способов наилучшего удовлетворения этих потребностей. В то же время очевидно, что выполнение государством принятых международно-правовых обязательств не может быть обеспечено без создания постоянно действующих независимых механизмов защиты прав детей.

Следует признать, что сегодня мы еще не можем удовлетворить полностью потребность населения в дошкольных организациях, охватить специальным обучением всех детей с ограниченными возможностями, сохранить и улучшить здоровье детей, снизить число детей, оставшихся без попечения родителей. Острой социальной проблемой остаются насилие по отношению к детям, различные формы эксплуатации, беспризорность и безнадзорность.

Чтобы изменить жизнь детей, мы, взрослые, должны изменить сам взгляд на мир, систему ценностей. Решить перечисленные проблемы мы сможем, обеспечив участие всех секторов общества, и особенно неправительственных организаций, которые играют важную роль в социальной стабилизации казахстанского общества. Сотрудничество «третьего сектора» с государством должно строиться на принципах равноправного партнерства. Сейчас в свете реализации положений Конвенции ООН о правах ребенка сопутствующими компонентами выступают развитие социальных услуг для семьи, вовлечение

волонтеров, повышение информированности населения о правах детей.

Сегодня необходимо разработать комплекс действий, нацеленный на организацию усилий всего общества для защиты детства и помощи семье как базовому общественному институту. Такой комплекс должен иметь, в первую очередь, профилактическую направленность, ставить в качестве задачи создание эффективного пространства – развития способности семьи и ребенка к самообеспечению и благополучию, реабилитации для несовершеннолетних группы риска и семей, находящихся в социально опасном положении.

Стратегической целью предлагаемой деятельности должна стать такая система, которая технологически может быть направлена на помощь конкретному ребенку в конкретной жизненной ситуации.

Диалог власти и неправительственных организаций в этих вопросах – проблема очень серьезная.

С моей точки зрения, государственным органам и НПО пора уже перейти от декларативного партнерства к реальному.

Совсем недавно, в прошлом году, некоторые активные представители НПО предлагали создать Национальную коалицию НПО в интересах детей Казахстана. Главной задачей планировалось создать дружественную детям и молодежи сеть НПО по всей стране и развивать активные связи ради общей цели – во благо детей Казахстана.

Полагаю, что данная инициатива заслуживает особого внимания, поскольку реально предполагает развитие конструктивного диалога между НПО , государством, ЮНИСЕФ и другими международными организациями, например, по вопросам разработки национальных и региональных программ, планов, разработки и распространения методологии, информации и опыта в области защиты прав и интересов детей. Сейчас Комитет и наши департаменты по защите прав детей работают над подготовкой доклада Главе государства о положении детей в республике, и мы приглашаем международные и неправительственные объединения принять активное участие в этом.

Журнал "Жасstar", №3 (17), июль-сентябрь 2008 г.


[ Вернуться к содержанию ]

НОВЫЙ НОМЕР

№1-2 (51-52) 2017

Архив номеров

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Перейти в фотогалерею

 

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

Просмотреть мероприятия

ПОИСК ПО САЙТУ



 

© 2006 – 2019 Республиканский Союз детских общественных организаций Казахстана «Жулдыз».
Адрес: Республика Казахстан, г. Кошектау, ул. Абая, 112 а, офис 207 (2 этаж). Телефоны: 8 (7162) 502591, 721226, e-mail: sdoozhuldyz@mail.ru
При перепечатке материалов ссылка на источник обязательна. Авторы Интернет-проекта www.zhuldyz.kz: Данил Конищев, Лидия Тришечкина, web: Муратбек Жусупеков.
Авторская группа DALI

Перейти на главную страницу Перейти в форум