Перейти в форум
 
 

Главная страница - Журнал "Жасstаr"

Журнал "Жасstar"

1 сентября - день знаний

Воспитать гражданина

Пресс-центр ОО СДОО “Жулдыз”.

Фото Валентины Отт

– Марат Умербаевич, спасибо, что уделили нам время и нашли в своем графике возможность поговорить о проблемах, которые волнуют и нас, и, надеемся, Вас.

– Нет, это я должен благодарить вас за то, что отвлекусь от текущих дел, буду рад изложить свою позицию на страницах такого популярного издания, как ваш журнал. Надеюсь, что удастся хотя бы в общих чертах выработать концепцию совместных дел.

– А мы надеемся, что это не формальный обмен любезностями, а доброе начало интересного и плодотворного разговора. Итак, обозначим тему нашей беседы: «Воспитание гражданственности подрастающего поколения». В чем Вы видите слагаемые этого понятия?

– Вот как? Большая и всеобъемлющая тема. Но я так понимаю, что мне нужно осветить ее как руководителю ведомства, которое отвечает за становление гражданина. Областное управление образования, прежде всего, отвечает за организацию учебного процесса, за то, чтобы наши дети росли не только грамотными людьми, но и были патриотами своего Отечества, настоящими гражданами обновленного и суверенного Казахстана. Это сложный и многогранный процесс. В нем участвуют и учителя, и воспитатели, и методисты, и работники внешкольных учреждений, и комитеты по делам молодежи, и родители, и тысячи других ответственных людей. От общих усилий будет зависеть тот конечный результат, к которому все стремимся – воспитать и обучить такое поколение, которому под силу будут большие исторические задачи.

Времена меняются, меняются и способы достижения поставленных целей. Не буду останавливаться на учебных задачах. Подберусь к обозначенной теме ближе. Если раньше все мы были равными, все должны были думать одинаково, одинаково мыслить и даже говорить, не выделялись в одежде и были почти одинакового роста, то и цель была однозначной: растить гражданина коллективного общества. К тому же исторические, генетические корни были предопределяющими: казахи всегда жили аулами, русские деревнями, вместе свадьбы играли, вместе на погост провожали, вместе жили одной страной. Но каждый был винтиком в большом механизме, просто винтиком. И хотя лозунг, провозглашенный великим пролетарским писателем М. Горьким: «Человек – это звучит гордо» был взят идеологами Страны Советов на вооружение, он все-таки так и оставался лозунгом. Принцип воспитания и обучения все равно оставался коллективистским.

Сейчас, и это не может не радовать, подход и к обучению, и к воспитанию становится индивидуальным. В обучении меняются и подход, и методика, и формы, и способы.

– А в воспитании?

– То же самое! Ты уже не винтик, ты – сам механизм! Ты – индивидуум, ты – личность, ты – двигатель прогресса, ты – мыслитель и созидатель! На этом и строится воспитательная работа. И простор для этого открывается необъятный: есть комитеты, есть сотни детских организаций, объединений, ассоциаций, советов, союзов, выбирай на свой вкус! Посмотрите: нет такой школы в Акмолинской области, где бы не было развито детское общественное движение. Это и скауты, и жулдызовцы, и атамекеновцы. Мне лично больше всего импонирует работа вашего Союза ДОО «Жулдыз». Куда ни приедешь – дети читают ваши газеты «Лидер», «Лидер плюс», а уж журнал – это вообще издание популярное, он-то как раз и воспитывает своим печатным словом настоящую гражданскую позицию. Пользуясь своей властью, буду всячески способствовать поднятию тиража журнала «Жасstar», чтобы он стал наглядным пособием в деле воспитания гражданственности нашего поколения.

– Но мы не учебное пособие, мы – отражение той работы, которая проводится в детских организациях.

– Согласен! Учебные пособия – это знания, а внешкольные занятия, интересы детей, их внутренний мир, развитие наклонностей и способностей – это то, над чем вы работаете.

– Спасибо! Значит ли это, что в школах будут действовать комитеты по делам молодежи?

– Значит! У ребенка должна быть не только парта, книжки, учитель, но и место, куда он может прийти пообщаться, определить круг своих интересов, проявить себя в чем-то, показать свой талант, развить его, завоевать «свое место под солнцем», и не всегда с помощью учителя-предметника. Ведь часто бывает, что самый хороший педагог не может найти с учеником точку соприкосновения, он ограничивается 45 минутами урока. Понятна занятость учителя, нагрузка. Но ребенку нужен выход за пределы урока. В детской же организации не смотрят на его успеваемость, на поведение, он может проявить себя в художественном творчестве, в спорте, в лидерских качествах, в чем угодно. Поэтому учебный и воспитательный процессы идут параллельно, дополняя друг друга.

– Марат Умербаевич, а можем ли мы заключить с вашим ведомством меморандум на предмет совместной деятельности?

– А почему бы и нет? Формы работы у нас разные, но задачи-то одни! Я в тонкостях еще не знаю, но, по-моему, у вас есть чисто учебные проекты…

– Их у нас больше ста, есть и такие, которые направлены на развитие знаний: «Одиссея», «Малая академия наук», лингвистические смены, много чего другого.

– Замечательно! Я знаю, что многие ребята, участвующие в этих проектах, стали обладателями стипендии «Болашак» и обучаются за рубежом. А вы знаете, все ли вернутся на родину и будут отрабатывать затраченные на них средства? Это еще один аспект воспитания гражданственных и патриотических качеств. Мало стоять и, приложив руку к сердцу, петь гимн Казахстана, надо любовь к Отчизне доказывать делом, вот в чем секрет.

Помните, когда-то нами наизусть заучивался «Моральный кодекс строителя коммунизма»? Сейчас звучит смешно, но ведь изложенные в нем принципы были замечательными: все люди братья, все должны любить Родину, все делать для ее процветания... Мы не строим уже коммунизм, но моральные принципы на аморальные перекраивать не станем!

На недавно прошедшей августовской конференции педагогов области была обозначена главная тема: «Концептуальные подходы в обучении и воспитании».  В чем новизна? Если раньше во главу угла ставилась задача – научить ребенка определенным знаниям, то сегодня явно просматривается двуединая учебно-воспитательная цель.

Помимо этого, есть задумки привлечь в этот процесс родительскую общественность, создать консультативно-совещательный орган, который не будет иметь какого-то юридического статуса, но будет иметь свои задачи и права. Над этим сейчас работаем.

В целом же хочу подчеркнуть: то, что наработано, не будет перечеркнуто и предано забвению. Лично я придерживаюсь такой позиции: раз детям интересно, раз им нравится  общность в каких бы то ни было объединениях, раз это приносит положительные результаты, значит это надо поддерживать и развивать!

Журнал "Жасstar", №3 (17), июль-сентябрь 2008 г.


[ Вернуться к содержанию ]

НОВЫЙ НОМЕР

№1-2 (51-52) 2017

Архив номеров

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Перейти в фотогалерею

 

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

Просмотреть мероприятия

ПОИСК ПО САЙТУ



 

© 2006 – 2019 Республиканский Союз детских общественных организаций Казахстана «Жулдыз».
Адрес: Республика Казахстан, г. Кошектау, ул. Абая, 112 а, офис 207 (2 этаж). Телефоны: 8 (7162) 502591, 721226, e-mail: sdoozhuldyz@mail.ru
При перепечатке материалов ссылка на источник обязательна. Авторы Интернет-проекта www.zhuldyz.kz: Данил Конищев, Лидия Тришечкина, web: Муратбек Жусупеков.
Авторская группа DALI

Перейти на главную страницу Перейти в форум