Перейти в форум
 
 

Главная страница - Журнал "Жасstаr"

Журнал "Жасstar"

Слово ученому

КУРС НА ЧУДО (часть третья)

Алексей Газарян,

друг Союза «Жулдыз»

zhivoy@ya.ru

Пришло время, уважаемый читатель, завершить знакомство с концепцией программы самоподготовки взрослого организатора детского движения под названием «Ч.У.Д.О.». В предыдущих выпусках мы рассмотрели обоснование программы и разобрали с вами возможные шаги на первых двух векторах: «Человек» и «Участие». В этот раз мы рассудим о векторах «Диалог» и «Отечество». Хочется еще раз отметить, что в программе речь идет о самообразовании, самоконструировании, если хотите, самопроектировании взрослого. А значит, о самостоятельном выборе конкретных решений на каждом направлении-векторе cаморазвития.

ВЕКТОР «ДИАЛОГ»

Первая из самых демократических доктрин

заключается в том, что все люди интересны.

Г.Честертон

В этой крылатой фразе известного английского мыслителя, на мой взгляд, и кроется главный ключ к вектору с таким вроде бы простым, но при том довольно сложным для постижения названием. Неподдельный интерес к собеседнику, партнеру, оппоненту, к его позиции, взглядам, отношениям, личности, будь он академик или подросток, бродяга или ваш начальник, и есть, по-моему, основной ресурс любого диалога. По крайней мере, ресурс необходимый. Во многом именно из-за отсутствия у нас этого подлинного интереса к другому человеку, наличия, напротив, излишнего внимания к собственной персоне, к своему «я», вознесения его над всем окружающим, мы и не способны к полноценному диалогу. Не то что с ребенком, даже с самим собой.

Поэтому, если отвечать на вопрос о том, что делать на этом векторе, я бы ответил просто: « Первым делом – воспитывать в себе интерес к другим людям. Не больше и не меньше. Всеми возможными средствами. Остальное придет с этим интересом». Однако, думаю, стоит все-таки эту мысль распространить.

Итак, с греческого языка слово «диалог» переводится как «беседа» (dialogos). Этого перевода, правда, не совсем достаточно для полного раскрытия понятия. Поэтому позволим себе немного вольности и переведем диалог еще и как «взаимоизучение», «взаимообогащение». Ведь диалог происходит не только непосредственно речевым путем. Сегодня говорят о диалоге культур и даже целых цивилизаций. То есть это понятие шире простой беседы. В связи с этим диалог видится как режим взаимодействия, имеющий определенные условия. А именно изначально равноправное положение его субъектов (в отличие от, к примеру, манипуляции), вне зависимости от каких бы то ни было качеств субъектов (возраста, цвета кожи, вероисповедания, социального статуса и т.д. – если речь идет о человеке как субъекте). Диалог – это и определенная философия взаимодействия, стратегия, предполагающая взаимоуважение и допускающая результативные изменения в каждом из субъектов. Диалог – это и общность цели взаимодействия, совместное стремление и мотивация субъектов. Тем самым диалог предполагает не только существование областей индивидуального, но и областей общего.

Конечно, диалог – процесс в развитии, открытый изменениям и трансформациям. Не стоит представлять себе диалог как конструкцию жесткую, схематичную, заданную. Отнюдь. Диалог уникален, как уникальны его субъекты. И хотя имеет характерные законы развития, это не мешает ему на их основе превращаться в нечто каждый раз неожиданное и особенное. Важно и то, что диалог всегда сфокусирован на цели и предмете взаимодействия. Некоторые черты к портрету понятия мы дали, теперь ближе, как говорится, «к земле».

А что «на земле»? А «на земле» есть взрослые и дети, осуществляющие свое взаимодействие (общение) в рамках деятельности детских общественных объединений. Отличительной особенностью которых, как известно, является субъектная, активная роль ребенка. И связанное с этим равноправное положение всех участников объединения. Тогда диалог представляется как единственно возможный вид (режим, принцип) их взаимодействия друг с другом, как наиболее соответствующий природе детского общественного объединения. Однако это в идеале. А на деле? А на деле дети далеко не всегда обладают необходимыми навыками и способностями для такого диалога. Не все из них к нему открыты. Не все готовы его воспринимать как самый эффективный и цивилизованный путь достижения совместной цели. В чем причины? Думаю, что одна из них – во взрослых, которые играют не менее активную роль в жизни детского объединения. Во взрослых, которые еще более оказываются не готовы к диалогу. Тем более с ребенком. Где-то здесь, на стыке психологии и опыта взрослого человека, его желаний и устремлений и новых правовых реалий детского движения и происходят те самые искажения в стиле и характере взаимодействия детей и взрослых. Которые делают диалог внутри детского объединения неполным, часто искусственным, порой ущербным, а иногда и вовсе невозможным. Почему? Предположим причины, а вместе с ними и действия по их устранению (речь большей частью пойдет об общении как одной из форм взаимодействия):

1. Разговор на разных языках. Лексикон, объем и содержание понятий, которыми апеллируют взрослые и дети, разные, что и вызывает отчасти непонимание друг друга. Что делать? Учимся договариваться о понятиях и значениях слов. Стараемся ориентироваться в мире детской лексики, если необходимо и подросткового жаргона. Свою же речь до возможной степени упрощаем, где-то адаптируя ее к аудитории. Иначе мы никогда не услышим друг друга.

2. «Ребенок – есть создание неопытное». Согласитесь, устоявшаяся дефиниция. Устоявшаяся, однако, от этого и опасная. Опасная как раз для диалога. Пока мы, взрослые, будем постоянно видеть в детях только отсутствие опыта и педалировать на это, никакого диалога не выйдет. Ведь предмет диалога не в опыте. Опыт может быть только одним из аргументов. Подчеркнем – одним из.

Что делать?

Стараться в диалоге искать аргументы, понятные всем сторонам и связанные с предметом обсуждения, спора, беседы. И только в крайнем случае обращаться к фразе «поверьте моему опыту». Полезно также почаще вспоминать древнюю мудрость: «Устами младенца глаголит истина». Может, наш опыт далеко не лучший пример? А потом, кто знает, у кого опыт больше. Как его померить?

3. «Взрослые ничего не понимают». Это уже из разряда стереотипов, распространенных среди детей. Кстати, частенько они с его помощью защищаются и уходят от открытого разговора. Однако такое предубеждение все же существует. И не способствует диалогу.

Что делать?

То, что обычно делают со стереотипами. Ломать. Согласен, это крайне трудно, но возможно. Доказывать, показывать, убеждать ребят, что вы, как минимум, стараетесь их понять. И, конечно, стремиться к этому пониманию.

4. Диалоговое бескультурье. Да, необходимо признать, культура диалога нынче в упадке. Умеем ли мы выслушивать аргументы друг друга, высказывать собственную позицию, выстраивать разговор? Пользуемся ли мы какими-нибудь эффективными инструментами, технологиями организации диалога? Способны ли мы корректно вести себя в рамках «правил диалога»? Наконец, уважаем ли мы позицию другого? Чаще нет.

Что делать?

Первым делом убедить себя, что стоит этой культурой обладать. Найти аргументы в разговоре с самим собой. Ну, а далее везде, где это возможно, «пробовать» себя в диалоге. Отмечая и исправляя свои ошибки. Можно, к примеру, разработать для взрослых и ребят из своего объединения специальный тренинг «ДиалогиЯ» и поучиться этому искусству. Думаю, главное – желание, а средства разработаете без труда.

5. Страх «проигрыша». Он свойственен взрослым, вступающим в диалог с ребенком. «А вдруг ребенок окажется прав, и я проиграю?», «Мой авторитет может упасть», «Лучше не рисковать». Действительно, как мы уже говорили выше, каждый раз диалог – нечто непредсказуемое. И может оказаться так, что позиция взрослого окажется не самой верной. И ему придется ее изменить. Но не это ли настоящая победа?

Что делать?

Не бояться. И быть в этом искренним. Ведь богатство детского общественного объединения – в отношениях, возникающих между его участниками – детьми и взрослыми, отличающихся, к примеру, от отношений преподавателя и учеников. Если такие «поражения» случаются и вы с ними согласились, что ж, вы достигли определенных высот на этом векторе. А авторитет?.. Если он строится исключительно на мнимой, формальной извечной правоте старшего, то он, в сущности, хрупок и в трудной ситуации не просто «упадет» – рассыпится. Давайте учиться у детей – от этого всем будет лучше. Вот только некоторые из причин. И только некоторые решения по их исправлению. Оказывается, все они одного рода. Родом из нашей головы. Головы, которой стоило бы заставить себя просто-напросто видеть в ближнем, ребенке или взрослом, интересного человека!

ВЕКТОР «ОТЕЧЕСТВО»

Все наши мысли, знания, дела –

для Родины, Добра и Справедливости

Девиз Республиканского

союза «Жулдыз»

Уверен, что здесь можно оставить свободное место, в котором каждый из вас, дорогой читатель, смог бы написать свое толкование, видение и значение этого понятия для взрослого организатора детского движения. Этот вектор – направление развития глубокого личного чувства – чувства Отечества, чувства Родины. Иногда мне кажется, что это самое непостижимое человеческое чувство, которое одновременно является и потребностью, и основополагающим мотивом к жизни. Более половины детских общественных объединений, с которыми довелось встретиться, цель своей деятельности видят в благе для своего Отечества. «Жулдыз» – не исключение. Но коли так, то для каждого из тех, кто стоит «вместе» и «рядом» с ребятами на пути к этой цели, для взрослых, она должна быть и собственной целью, собственным смыслом. Никак иначе. Это чувство развивается и наполняется, когда открываешь учебники истории. Когда читаешь избранные сочинения отечественных классиков, смотришь фильмы о героическом прошлом предков. Это чувство возникает слезой, когда идешь по заброшенному мемориалу. И плачем, когда подходишь к могиле собственного деда или отца. Оно становится шире, когда у тебя появляются собственные дети, еще шире – когда появляются внуки.

Это чувство каким-то особым образом связано с землей, которую как святыню хранят в эмиграции. Это чувство реагирует на звуки гимна и победы соотечественников. Оно способно даже перебороть желание жить. Это чувство – ресурс подвигов. Более о нем не будем. Достаточно. Каждый знает, о чем идет речь. Знает по-своему.

Вектор «Отечество» – магистральный вектор программы. Это вектор нашего сердца, нашего отношения к действительности, к нашей Родине. Поэтому только один совет – не терять его.

P.S. Концепция закончена. А движение по этим векторам вряд ли может остановиться. Изменение во взрослом человеке действительно сродни маленькому чуду. Но, как показывает жизнь, эти чудеса все-таки случаются. Стоит только над ними потрудиться, взяв верный курс…

Журнал "Жасstar", №3 (17), июль-сентябрь 2008 г.


[ Вернуться к содержанию ]

НОВЫЙ НОМЕР

№1-2 (51-52) 2017

Архив номеров

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Перейти в фотогалерею

 

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

Просмотреть мероприятия

ПОИСК ПО САЙТУ



 

© 2006 – 2019 Республиканский Союз детских общественных организаций Казахстана «Жулдыз».
Адрес: Республика Казахстан, г. Кошектау, ул. Абая, 112 а, офис 207 (2 этаж). Телефоны: 8 (7162) 502591, 721226, e-mail: sdoozhuldyz@mail.ru
При перепечатке материалов ссылка на источник обязательна. Авторы Интернет-проекта www.zhuldyz.kz: Данил Конищев, Лидия Тришечкина, web: Муратбек Жусупеков.
Авторская группа DALI

Перейти на главную страницу Перейти в форум