Перейти в форум
 
 

Главная страница - Журнал "Жасstаr"

Журнал "Жасstar"

Мы помним эти имена

Анатолий Лутошкин. Жизнь и судьба

3-5 марта 2005 года Костромской государственный университет имени Н.А.Некрасова, его структурное подразделение – институт педагогики и психологии, выросший на базе историко-педагогического факультета, совместно с институтом психологии РАН, Центром теории воспитания института теории и истории педагогики РАО, Международной академией психологических наук, департаментом образования и науки, департаментом социальной защиты населения, комитетом по делам молодежи администрации Костромской области организовали научную конференцию «Психология и педагогика социального воспитания», посвященную 70-летию со дня рождения Анатолия Николаевича Лутошкина.

На эту конференцию приехали его друзья, соратники, коллеги, студенты, комсорги…

Воспоминания друзей

ОН ОСТАВИЛ ЗАМЕТНЫЙ СЛЕД В ЖИЗНИ НАШЕГО ФАКУЛЬТЕТА

Закончив в 1970 г. Костромской истпед и проработав два года ассистентом, я поступил в аспирантуру НИИ общих проблем воспитания Академии педагогических наук СССР. Это было сложное и интересное время становления и нашего факультета (под руководством С.М.Миценгендлера, К.А.Ворониной, В.Г.Яковлева) и отдела педагогики пионерской и комсомольской работы НИИ ОПВ под руководством Б.Е.Ширвиндта.

После защиты в ноябре 1975 года диссертации я вернулся на родную кафедру и впервые встретился с Анатолием Николаевичем Лутошкиным, который производил впечатление энергичного, вдумчиво действующего организатора жизни факультета.

Его активная деятельность явилась естественным продолжением тенденции рассмотрения внеучебной общественной жизни студентов как важнейшей составляющей профессионального становления будущего специалиста. Именно такой подход помог впоследствии многим истпедовцам найти свое место в жизни, стать видными общественными и государственными деятелями, руководителями муниципальных образований, учеными-педагогами…

После ухода А.Н.Лутошкина в творческий отпуск для написания докторской диссертации мне пришлось на протяжении почти 20 лет быть деканом, а затем заведующим кафедрой теории и методики воспитательной работы на истпеде и сделать немало для сохранения лучших факультетских традиций, сложившихся при Анатолии Николаевиче.

Запомнились дни, когда его не стало. Сообщение о смерти застало меня в командировке, во время заседания учебно-методической комиссии по историко-педагогическим факультетам при Министерстве просвещения СССР.

Это был страшный удар – ведь Анатолию Николаевичу было всего около сорока пяти, он шел на поправку после болезни, у него были большие научные планы, завершена работа над докторской диссертацией, вышли его лучшие книги, хорошо известные среди педагогов и в наши дни. А.Н.Лутошкин оставил глубокий след в жизни истпеда. Именно поэтому мы многие годы помним его имя, реализуем его идеи. Одним из подтверждений этому является проведение юбилейной научной конференции в стенах нашего университета, где когда-то трудился, творил Анатолий Николаевич Лутошкин.


Басов Николай Федорович,

доктор педагогических наук, профессор,

заведующий кафедрой социальной работы

Костромского государственного университета

им. Н.А.Некрасова.

ОН БЫЛ ТАЛАНТЛИВЫЙЧЕЛОВЕК

Имя Анатолия Николаевича Лутошкина и ссылки на его работы время от времени появляются в научной литературе наших дней, однако целостного представления о его вкладе в науку пока нет. Между тем наследие этого разносторонне одаренного и образованного человека требует серьезного изучения, особенно тем, кто занимается теорией коллектива и организаторской деятельностью. Анатолий Николаевич появился в Костроме в сентябре 1972 г. и был деканом историко-педагогического факультета, а затем заведующим кафедрой теории и методики пионерской и комсомольской работы.

Важным событием в его жизни была защита диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук на тему «Исследование эмоциональных состояний группы школьников», которая во многом определила направление его дальнейшей научной деятельности.

Анатолий Николаевич известен как ученый, теория коллектива которого связана с практикой. Его этапы развития детского коллектива, названные со свойственной Анатолию Николаевичу романтичностью, понятны взрослым и детям и безоговорочно приняты ими. Изложенные методики, диагностирующие состояние и развитие детского коллектива, применяются и сегодня для профессиональной психолого-педагогической консультации педагогов и школьников. Его книги «Психология работы комсорга» (в соавторстве с Л.И. Уманским), «Психология и педагогика работы комсорга» (тоже в соавторстве с Л.И. Уманским), «Классному руководителю о комсомольской работе в школе», «Эмоциональные потенциалы первичного коллектива», «Эмоциональная жизнь детского коллектива», «Как вести за собой», а также многочисленные статьи, адресованные специалистам педагогам-практикам и школьному активу старшеклассников, являются значительным вкладом в методику и технологию, работающих на передовую практику.

Особой областью деятельности Анатолия Николаевича было творчество. Он был талантливый человек, понимал красоту как высокое благо человека. Сам он не выносил серость, скуку и тоску, редко предавался депрессии, умел поддержать мажорный тон коллектива.

Ни одно комсомольское факультетское дело не проходило без творческого одухотворенного участия Анатолия Николаевича. С его приходом на факультете стали традиционными такие яркие, эмоционально насыщенные дела, как праздник «Товарищ песня», «Лето в красном галстуке», конкурс «Замечательный вожатый», комсомольское собрание «Как живешь, комсомольская группа» и др. Анатолий Николаевич был человеком незаурядным, хорошим и верным другом, умелым и заботливым педагогом, нежным и трогательным отцом.

Мы, коллеги, любили Анатолия Николаевича за его умение дружить, вовремя поддержать, в шутку обратить все твои неприятности и невзгоды. Вся яркая и насыщенная жизнь Анатолия Николаевича свидетельствует о разносторонности его интересов, научной активности, большой любви к жизни и преданности друзьям.


Захарова Нона Сергеевна,

кандидат педагогических наук, доцент

кафедры теории и истории педагогики

Костромского государственного университета

им. Н.А.Некрасова.


ОН С НАМИ

Конечно, все оценивали тот огромный потенциал, который А.Н.Лутошкин вложил в каждого из нас, даже если нам не посчастливилось с ним лично встречаться.

Моя встреча с А.Н. Лутошкиным состоялась благодаря моему наставнику Е.А. Дмитриенко, которая, прочитав мой первый методический труд для вожатых акмолинского педотряда «Юность», сказала: «Маша, все хорошо, но прочитай А.Н. Лутошкина, его книгу «Как вести за собой», она то, что нужно для вожатых!»

Конечно, я согласилась, но не сразу, а лишь тогда, когда начала с научной точки зрения изучать вожатскую работу, писать научные статьи и доклады. Было удивительно отметить, что очень многое из того, что я делала вместе с вожатыми: наша коллективно – эмоциональная работа, отрядные мероприятия, творческая работа, вера в людей и в самих себя, а главное, в дело, которое мы делаем, необходимо не только нам, но и окружающим нас людям и детям!

А больше всего меня поразила притча в конце книги «Как вести за собой», которую Анатолий Николаевич написал вместо заключения, «Пусть это буду я!, когда возникла идея педотряда, и в процессе становления и с первых шагов у нас было негласное правило «Кто, если не мы!», а лично у меня «Пусть это буду я!..» Мне всегда надо было «больше всех», кто, если не я, договорится со всеми насчет аудиторий, лекций, аппаратуры и.т.д.

И постепенно этот девиз перешел в нашу работу вожатых: кто, если не я: проведет хорошо мероприятие, красиво оформит летние смены, научит петь отрядные песни, поведет ребят за собой! И каждый вожатый старается сделать свою работу лучше, интересней, разнообразней, а не перекладывать ее на чужие плечи.

Когда я читаю лекции по вожатскому мастерству и объясняю термин вожатый – само собой возникает определение «Вести за собой», возникает вопрос а КАК?. На этот вопрос очень ярко, эмоционально , а главное подробно написал Анатолий Николаевич Лутошкин «Как вести за собой». Очень много для молодых, да и для опытных вожатых можно найти на этих страницах.

Воспоминания, встречи, беседы были настолько яркими и эмоциональными, что в конце встречи у всех участников были комок в горле и слезы в глазах, в голове витали мысли: «Работать! Творить!» - всё ради детей, а в сердце разгорался еще ярче костер и отчетливее звучал призыв: «Комсорги! Нас ждут дороги - восьмое чудо света!»


Автор-составитель:

исполнительный директор РСДОО «Жулдыз»,

преподаватель кафедры «Педагогики и психологии»

КГУ им. Ш. Уалиханова

Мария Глушковская.


ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

А.Н. Лутошкин:

«ПУСТЬ ЭТО БУДУ Я!»

Есть такая притча. Люди переносили тяжелый груз. Он был упакован в мешки разной величины, удобные и неудобные для переноски. Каждый работник подходил и брал мешок поудобней, относил его и возвращался, с тем чтобы вновь выбрать для себя такой же груз. Лишь один из работавших каждый раз со вздохом взваливал на себя самую тяжелую ношу и с трудом доставлял ее на место. Когда его спросили, почему он добровольно выбирает себе ношу потяжелей, ведь были среди работавших люди и сильнее его, тот ответил: «Кому-то ведь надо будет ее нести. Рано или поздно. Пусть это буду я».

Организаторская работа — ноша нелегкая и не всегда удобная. И если каждый из нас будет надеяться, что она достанется кому-то другому, будет ожидать до самой последней минуты возможности прожить беззаботно, предоставляя хлопоты по организации собственной жизни другим людям, уверен, мы этим самым убаюкиваем Совесть, усыпляем Честность, ослепляем в себе Человечность. Но и это не все. Мы лишаем себя Радости, возникающей от ощущения своей полезности в коллективе. Ведь известно, что человек становится душевно богаче не столько оттого, что он берет от других, сколько оттого, что он им отдает. Не бойтесь сказать в трудную минуту самому себе: «Пусть — это буду я!» Не пугайтесь обвинений в нескромности – ведь не ради славы и мимолетной возможности побыть на ее гребне вы взялись за Организацию. Если почувствуете сомнения в возможностях своих, что тяжеловата для вас, неопытного, ноша, смелее ищите помощников, соратников. Тогда вы имеете право увереннее произнести и: «Пусть это будем мы!» Прислушайтесь, и вы наверняка услышите в самом себе голос, произносящий фразу: «ПУСТЬ ЭТО БУДУ Я!».

Журнал "Жасstar", № 1 (3), март 2005 г.


[ Вернуться к содержанию ]

А.Г. Кирпичник, кандидат психологических наук, профессор.

Анатолий Николаевич Лутошкин родился 5 марта 1935 г. в Приморском крае. Окончил Калининградский государственный педагогический институт по специальности русский язык и литература в 1957 году.

Трудовую деятельность начал в комсомольских органах города Калининграда. В 1955-1957 гг. - секретарь Центрального райкома ВЛКСМ, в 1957-1960 – инструктор отдела комсомольских организаций, пропаганды и агитации, заместитель заведующего отделом учащейся молодежи и пионеров обкома ВЛКСМ. С 1960 по 1965 г. – ассистент, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии Калининградского государственного педагогического института. В 1965-1966 гг. – заведующий заочным отделением Калининградского политехникума. В 1966 г. - короткий период работы старшим преподавателем кафедры педагогики Владимирского пединститута и переход на работу в Курский государственный педагогический институт под руководство Льва Ильича Уманского, с которым сложились близкие творческие и дружеские отношения на долгие годы. В 1966-1972 гг. – аспирант, старший преподаватель, и.о. доцента кафедры педагогики и психологии. В 1969 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Исследование эмоциональных состояний группы школьников» по специальности «социальная психология». Научный руководитель доктор психологических наук, профессор Л.И.Уманский.

С 16 сентября 1972 г.Анатолий Лутошкин работал в Костромском государственном педагогическом институте. До февраля 1976 г. - доцент, декан историко - педагогического факультета. В феврале 1976 года он переходит на должность старшего научного сотрудника кафедры психологии для завершения работы над докторской диссертацией. Ее предварительное обсуждение состоялось на методологическом семинаре института психологии Академии наук СССР в июне 1979 г. С марта 1978 года и до последних дней своей жизни (умер 20 ноября 1979 г.) Анатолий Николаевич заведовал кафедрой теории и методики пионерской и комсомольской работы.

В 1973 г. вместе с профессором Л.И.Уманским основал и руководил в качестве начальника штаба летней научно-исследовательской и научно-методической лабораторией Костромского пединститута – Костромским областным лагерем школьного комсомольского актива «Комсорг».

В 1978 г. вместе с профессором Л.И.Уманским и доцентом В.С.Сапоровским осуществлял непосредственное руководство обеспечением подготовки и проведения первого Всесоюзного симпозиума по социальной психологии (состоялся в Костроме 27-29 сентября 1978 г.).

В костромской период жизни Анатолий Николаевич подготовил и издал свои наиболее известные книги: «Психология и педагогика работы комсорга» (в соавторстве с Л.И.Уманским), «Классному руководителю о комсомольской работе в школе», «Как вести за собой», «Старшеклассникам об основах организаторской работы», «Эмоциональная жизнь детского коллектива».

Научные интересы Анатолия Николаевича были связаны с широким кругом социально-психологических проблем групп и коллективов, их эмоциональных потенциалов, психологии и педагогики воспитательной работы в образовательных учреждениях и внешкольной среде, деятельности юношеских и детских общественных организаций, работы школьников-организаторов, подготовки педагогических кадров и руководителей детских и молодежных формирований. Попытка в начале своей научной карьеры осмыслить понятие «пионерская романтика» привела его к серьезным исследованиям эмоциональных явлений в группах и коллективах, изобретению метода «эмоционально-символической аналогии» как для изучения этих явлений, так и перевода сложных психологических понятий на язык, доступный для широкого круга педагогов-практиков и детей подросткового и юношеского возраста. Гуманистическая направленность его идей и разработок нашла отражение как в его публикациях, так и в непосредственной организаторской и педагогической деятельности, в том числе и в создании первой в стране психологической службы в юношеском загородном лагере в 1975 году.

Научные работы А.Н.Лутошкина всегда носили практико-ориентированный характер, выводы и рекомендации его исследований нашли широкое применение в деятельности школ, учреждениях профессионального и дополнительного образования, в загородных детских центрах, в общественных объединениях молодежи и детей.

В 1979 г. за цикл научных работ в области воспитания молодежи А.Н.Лутошкину была присуждена премия Ленинского комсомола. С 1980 г. и по настоящее время лагерь старшеклассников Костромской области носит почетное имя Лауреата премии Ленинского комсомола А.Н.Лутошкина.

В 1988 г. в издательстве «Педагогика» вышла в свет монография А.Н.Лутошкина «Эмоциональные потенциалы коллектива», подготовленная на основе материалов его докторской диссертации.

В 1995 г. Ученый совет Костромского государственного университета учредил научную премию имени А.Н.Лутошкина.

НОВЫЙ НОМЕР

№1-2 (51-52) 2017

Архив номеров

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Перейти в фотогалерею

 

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

Просмотреть мероприятия

ПОИСК ПО САЙТУ



 

© 2006 – 2019 Республиканский Союз детских общественных организаций Казахстана «Жулдыз».
Адрес: Республика Казахстан, г. Кошектау, ул. Абая, 112 а, офис 207 (2 этаж). Телефоны: 8 (7162) 502591, 721226, e-mail: sdoozhuldyz@mail.ru
При перепечатке материалов ссылка на источник обязательна. Авторы Интернет-проекта www.zhuldyz.kz: Данил Конищев, Лидия Тришечкина, web: Муратбек Жусупеков.
Авторская группа DALI

Перейти на главную страницу Перейти в форум