Из Послания Президента Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Новый Казахстан в новом мире»...Шестая задача — современное образование и профессиональная переподготовка, формирование основ «умной экономики», использование новых технологий, идей и подходов, развитие инновационной экономики. Главным критерием успеха образовательной реформы является достижение такого уровня, когда любой гражданин нашей страны, получив соответствующее образование и квалификацию, может стать востребованным специалистом в любой стране мира. Мы должны добиться предоставления качественных услуг образования по всей стране на уровне мировых стандартов. Нам необходимо создать действенную систему аккредитации и аттестации учебных заведений на уровне международных стандартов. Приоритетное развитие точных и инженерных наук в сфере высшего образования — это обязательное условие нового этапа развития. Мы будем проводить единую государственную стратегию, направленную на внедрение высоких технологий и поддержку инноваций. Практически все успешные современные государства, активно интегрированные в систему мирохозяйственных связей, сделали ставку на «умную экономику». А для её создания следует, прежде всего, развивать свой собственный человеческий капитал. И это — уже ответственность всех участников нашего общего казахстанского проекта, но, прежде всего, Министерства образования и науки и Министерства индустрии и торговли. III. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА, НАПРАВЛЕННАЯ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ ДИНАМИКЕ И ПЕРСПЕКТИВАМ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРУДА Семнадцатое направление — Приближение системы начального и среднего образования, а также переподготовки кадров к мировым стандартам. Мы должны добиться предоставления качественных услуг образования по всей стране на уровне мировых стандартов. Во-первых, ликвидировать 3-сменное обучение. Уже в ближайшие три года надо построить на основе государственно-частного партнерства 100 новых школ в регионах Казахстана. Во-вторых, создать единую систему оценки эффективности обучения, уровня знаний и умений каждого обучаемого. В-третьих, развивать практику обучения в режиме он-лайн и создавать в стране учебное телевидение. В-четвертых, ввести в учебные планы дополнительные часы или предметы по естественным наукам, в первую очередь, математике и информатике. Предусмотреть также создание системы специальных классов естественно-научного профиля. Правительство должно разработать механизмы для привлечения необходимых инвестиций в этом направлении. В-пятых, привлекать в школы зарубежных преподавателей английского языка. Нужно добиваться того, чтобы любая среднестатистическая школа могла предоставить возможность детям обучаться иностранному языку на самом высоком уровне. В-шестых, подумать о внедрении системы государственных конкурсов на присуждение грантов школам с высокими показателями работы, которые будут предоставляться, например, в форме финансирования стипендий для учащихся из малоимущих семей. Это позволит им в дальнейшем получить образование в более престижных и передовых образовательных учреждениях. Особо внимательно стоит изучить вопрос совершенствования системы оценки и вознаграждения работы лучших преподавателей. Восемнадцатое направление — Внедрение аттестации учебных заведений на уровне международных стандартов, приоритетное развитие точных и инженерных наук в сфере высшего образования. Во-первых, Правительство должно ввести систему аттестации учебных заведений на уровне международных стандартов, позволяющую объективно оценивать качество образования в каждом ВУЗе. Следует подумать также о привлечении авторитетных агентств для международной аккредитации организаций высшего образования. Во-вторых, в рамках структурного реформирования науки целесообразно ряд академических научных учреждений объединить с передовыми вузами, что может послужить основой для создания университетов, объединяющих образовательную и научно-исследовательскую работу. В-третьих, Правительство должно разработать соответствующую нормативную правовую базу для развития специализированных программ обучения и научно-прикладных центров точных и инженерных наук. В-четвертых, Министерство образования и науки и другие соответствующие структуры Правительства должны подготовить программу развития научно-технического обучения и контролировать ее реализацию на принципах укрепления межотраслевой координации научных, конструкторских и технологических работ при эффективном использовании финансовых средств и преодолении дублирования научных и прикладных исследований. В-пятых, нам следует активнее привлекать иностранные государственные институты развития и академические центры, а также поощрять вовлечение и инвестиции частного сектора в математическое и научное образование. В-шестых, составной частью стратегии увеличения численности квалифицированного преподавательского состава и инженерно-педагогических кадров должно стать активное привлечение иностранных ученых и преподавателей в те сферы образования, которые представляют для нас наибольший интерес. В-седьмых, предстоит создать специализированные направления обучения, которые сфокусировались бы на информационных технологиях и новых формах распространения информации. Журнал "Жасstar", № 1 (11), март 2007 г. [ Вернуться к содержанию ]
|