Слово «рейтинг» в наше время знакомо всем.
С тех пор как «канула в лету» советская эпоха,
страны, входившие в состав Союза, стали развиваться по новому руслу, основами которого стал переход от старой авторитарной системы правления с отгороженной
от другого мира экономикой к рыночной экономике «пресловутых капстран».
Хоть как ни крути, а история - «наука капризная» - нельзя
предугадать её,и она может выдать повороты на все 180° градусов. Сложенные десятилетиями стереотипы, менталитеты людей стали ломаться. Общество вынуждено
была приспосабливаться к новому времени. В это трудное время часть общества приспособилась и оценила новые преимущества нового времени, часть же духовно
сломалась.
Постсоветские страны, прежде жившие в одном русле, разъединились и выбрали свои пути развития. Одни начали развитие «с
чистого листа», внедряя всё новое из опыта передовых стран, как страны Прибалтики. Другие предпочли развитие по приоритету возрождения позабытых в советское
время этническо-культурных аспектов, как, например, Туркменистан и Таджикистан. Третьи выбрали «золотую середину», взяв в арсенал развития будущего страны
лучшую часть старого и лучшую часть нового. Этот оптимальный выход развития выбрала наша страна, что и привело к тому, что Казахстан является одной из
ведущих стран СНГ. Все это благодаря мудрости и высокому интеллекту нашего правителя - Нурсултана Абишевича Назарбаева.
Воспитательная
база, начиная с дошкольного образования и заканчивая высшим образованием, раньше курировалась на государственном уровне. Все прекрасно помнят (а многие из
вас прошли) идеологически-воспитательную лестницу: октябренок - пионер - комсомолец - коммунист. В старой системе воспитания, на мой взгляд, хорошего было
больше, чем плохого. Ребёнок с малых лет воспитывался с четкими целями - всем своим существом стремился к созданию процветающего коммунизма. Это, так
называемая коммунистическая утопия, на самом деле имело одну цель - развитие процветающего государства, в конце концов процветающей Отчизны. Все новое - это
хорошо забытое старое, а все отличное - это лучшая часть хорошо забытого старого, плюс лучшая часть нового. Почему же выбранный путь развития Казахстана,
двигающегося именно по принципу «золотой середины», не может быть и нашим путем развития воспитательной системы в школе? Поэтому, я считаю, что на
сегодняшний день детская организация - это оптимальная, самосовершенствующаяся воспитательная система в школе.
Отступление 1.
(«Через тернии к созвездию «Жулдыз», или «Как я создавал
ДОО»).
Третий год я работаю над внедрением программы «Жулдыз» в своей школе. Прежде чем
начатъ эту трудоемкую и сложную работу (конечно, речь идет не о самой программе, а над внедрением ее в школьную жизнь, где о ней знают понаслышке и внедрять
не горят желанием), я ознакомился с соответствующей литературой. В какие школы бы я ни обращался, по поводу ДО, многие имели теорию, а практику нет, или же
ДО в редких школах находилась в зачаточном состоянии. Побывав на районном семинаре в Новорыбинской СШ, я воочию убедился, что работа ДО реальна на практике,
что она интересна детям не только начального звена, но и среднего, и старшего звена, судя по веселым искоркам в глазах детей, веселому задору и активности
юных спикеров и вожатых этой школы. Я ещё больше утвердился в своем дерзком замысле ‑ создания ДО в своей школе, как тогда мне казалось, так как
матёрые завучи других школ, с которыми я беседовал на эту тему, сами не брались за столь трудное, по их мнению, дело.
Работу над созданием ДО я начал с разработки её теоретической базы. Название ДО «Ата-мура», что в переводе
означает «Наследие дедов», я взял с соображения патриотических чувств. «Вот оно - будущее поколение, вот они - наследие дедов», - думал я, смотря на учеников
своей школы, когда они пели Гимн РК на линейке. О таком мирном, свободном времени нашей Родины мечтали веками наши предки. Мы должны быть счастливы, что
живём в такое время. Девизом ДО я взял не менее патриотичные слова девиза СДОО «Жулдыз» - «Все наши мысли, знания и дела - для Родины, Добра и
Справедливости».
Многое в системе ДО взято с прошлой пионерской организации. Но новое заключается в том, что
современное детское движение отличается от пионерского прошлого тем, что инициатива идет здесь не сверху вниз, как было раньше, а снизу вверх, то есть всё
идёт от самих детей, от их желаний, мыслей, творчества и фантазии.
Двигателем самосовершенствования является конкуренция. Основой
конкуренции, в свою очередь, является её научная систематизация, которая, по моему мнению, зиждется на рейтингировании. Система рейтингирования сегодня
встречается везде: в учебной системе в средне‑специальных, высших учебных заведениях, в политической, социально-статистической сфере. Естественно,
метод рейтингирования является самостимулятивным методом работы ДО в школе.
Методика рейтингирования была введена мною в 2003-2004
учебном году. За это время она более совершенствовалась и на сегодня является стимулом в учебно-воспитательном процессе школы. Соблюдая методику
рейтингирования в школе, дети учатся, участвуют в общественно-культурной, трудовой, спортивной, в интеллектуальной жизни школы в соревновательном характере.
Отступление 2.
Дух лидерства был
зажжён, и это уже прогресс. Рейтинговую систему оценок в ДО я наглядно продемонстрировал в выставке «А мы работаем вот так!» в апреле 2005 года в ДОЦе
«Жулдыз» поселке Зелёный Бор, где вожатые республики проходили «Школу Вожатского Мастерства». Методика рейтингирования понравилась Е.А. Дмитриенко, автору
программы «Жулдыз». В её глазах я заметил тот же огонек, о котором говорил ранее. И тут меня осенило, что именно этот человек и зажёг первый огонь в детских
сердцах, претворяя свою новую пионерскую программу «Жулдыз». Именно этот огонь горел в глазах пионеров-патриотов в годы ВОВ, именно этот огонь горел в глазах
молодых людей, бросавших всё и ехавших осваиватъ бескрайние степи нашей Родины для освоения целины.
В мае Е.А. Дмитриенко навестила нашу школу. Поговорив о наших проблемах, она посоветовала мне провести районный семинар, где я бы мог
поделиться опытом работы организации ДО в школе.
Первое обещание, данное автору
программы “Жулдыз” по поводу районного семинара, я выполнил, второе же я выполняю - пишу диссертационную работу на тему “Методика рейтингирования, как
самостимуляция работы ДО в школе”.
Структура рейтинговой работы в ДО «Ата-мура».
В нашей детской организации выводятся 2 вида рейтинга: рейтинг по пионерской работе, который выводится раз в четверть; рейтинг
«Школьного парламента», который выводится ежемесячно. Оба вида рейтинга оцениваются по пятибалльной шкале.
I. Рейтинг по
пионерской работе выводится вожатой и окончательно корректируется старшим вожатым. В этом рейтинге выводятся оценки по следующим видам работ.
1-ая оценка за ведение отрядной папки. Сюда входит оформление отрядной папки, её содержание, правильный порядок её частей.
Папка состоит из следующих пунктов: название, девиз, гимн, герб, эмблема ДО «Ата-мура», название, девиз, речёвка, песня отряда, актив отряда: командир
отряда, инспектора «Образования», «Культуры», «Здравоохранения», «Труда», «ЗОЖ» (им соответствуют ранее существовавшие: староста, сектор образования,
культмассовый сектор, санитар, трудовой сектор, спортивный сектор, редколлегия, цветовод); тетради контроля всех вышеназванных инспекторов; план работы
отряда по пионерскому направлению (2 классы - «Семья», 3 классы - «Дружба», 4 классы - «Родная земля», 5-6 классы - «Знания и умения», 7-8 классы -
«Увлечения», 9-10 классы - «Профессия», 11 классы - «Гармония»), в котором расписаны 4 вида работ в течение 4-х четвертей.
2-ая оценка за работу по пионерскому направлению. Здесь оценивается своевременное проведение классных часов, внеклассных
мероприятий по отрядным пионерским направлениям, то есть было ли оно проведено и есть ли разработка этого мероприятия.
3-ая
оценка ставится за ношение атрибутики. 2-4 классы - значки синего цвета с желтой звёздочкой; 5-7 классы - голубые пионерские галстуки; 8 класс -
значки с семиконечной звездой; 9-11 классы - бейджики голубого цвета с надписью названия старшей группы «Мирас».
4-ая
оценка ставится за участие детей в «Тимуровской работе». Эта оценка ставится отрядам с 7 по 11 классы. Еженедельно по субботам после 3 урока с
каждого отряда 1-2 ученика по своему желанию оказывают различную помощь нуждающимся одиноким престарелым людям, ветеранам ВОВ.
Все четыре оценки в итоге суммируются и делятся на четыре, то есть выводится средняя арифметическая итоговая оценка.
II. Рейтинг кабинета министров «Школьного парламента». Ежемесячно в каждом из отрядов работают 5 инспекторов, они агитируют свою
деятельность, контролируют и выводят оценки каждому члену отряда в своих тетрадях. Ежемесячно каждый из министров проверяет отрядных инспекторов по следующим
критериям их работ:
1) Министр «Образования» курирует и оценивает следующие виды работ инспекторов: ведение контроля,
успеваемость по точным наукам, по естественным наукам, по гуманитарным наукам, участие в предметных неделях и посещаемость. Суммируя 6 оценок, выводит
итоговую оценку.
2) Министр «Культуры» курирует и оценивает следующие виды работ: агитационная работа, ведение
контроля, внешний вид, поведение на уроках, на перемене и т.д., участие в общешкольных мероприятиях. В конце также выводит итоговую оценку.
3) Министр «Здравоохранения» курирует и оценивает следующие виды работ: агитационная работа, ведение тетрадей, санпосты: а)
санитарный вид учащихся; б) санитарное состояние классных комнат и проведение уборок в классных комнатах. В конце также выводит итоговую оценку.
4) Министр «Труда» курирует и оценивает следующие виды работ: ведение тетрадей, агитационная работа, участие в
общественно-трудовых мероприятиях, деятельность на уроках труда. В итоге выводит общую оценку.
5) Министр «ЗОЖ»
курирует и оценивает следующие виды работ: агитационная работа, участие в спортивных мероприятиях, деятельность учащихся на уроках физры, вредные привычки. В
конце также выводит итоговую оценку.
По итогам всех общих баллов 5-ти министров Президент «Школьного парламента» выводит общий
ежемесячный Рейтинг.
В ежемесячный Рейтинг выставляются оценки по следующим пунктам: образование, здравоохранение, труд,
культура, ЗОЖ, посещение и «Ата-мура» (пионерская работа). В итоге выводятся конечный общий балл. На классных уголках ежемесячно клеются звездочки. От 5 до
4,5 - красная звезда, от 4,4 до 3,5 - жёлтая звезда, от 3,4 до 2,5 - синяя звезда, ниже 2,5 - черная. Таким образом, вся учебно-воспитательная работа
учащихся в школе оценивается вплоть до мелочей. Учащиеся постепенно начинают понимать, что быть худшими непрестижно и даже стыдно. В них загорается
соревновательный дух лидерства во всем.
Работа по семи аспектам (лучам) программы «Жулдыз» в нашей школе идет
своеобразно.
Каждый отряд (класс) в течение учебного года работает по одному пионерскому направлению (лучу). Получается так,
что каждый ученик проходит лестницу из семи ступеней ДО «Ата-мура».
Первая ступень. 2 кл. - «Жанұя - Семья»
(Нравственное воспитание: знание своей родословной до семи колен, знание членов семьи и родственников, регламент отношений между родственниками, желание
продолжить профессиональную династию и т.п.).
Вторая ступень. 3 кл. - «Достар - Друзья» (Коммуникативное,
нравственное воспитание: понимание понятия дружбы, умение входить в контакт с разными людьми для дальнейших доброжелательных отношений с ними, приобретение
друзей с детства и т. п.).
Третья ступень. 4 кл. - «Туған жер - Родная земля» (Патриотическое, экологическое
воспитание: любовь к родной земле, гордость за неё; понятия о патриотическом долге перед родной землей, народом, селом, городом, родителями; понятие того,
что любовь к Родине невозможна без бережного отношения к ее природным богатствам).
Четвертая ступень. 5-6 кл. -
«Білім мен Іскерлік - Знания и умения» (Познавательно-интеллектуальное воспитание: развитие понимания того, что знания и умения - фундамент для достойной и
успешной будущей жизни; развитие стремления детей участвовать в предметных неделях , декадах и олимпиадах и т.п.).
Пятая
ступень. 7-8 кл. - «Құштарлық - Увлечения» (Коммуникативное, профориентационное и трудовое воспитание: постепенное развитие
самостоятельности детей при организации внеклассных мероприятий; выявление способностей учащихся для дальнейшего определения учебного профиля и уклона в
старших классах).
Шестая ступень. 9-10 кл. - «Кәсіп. Мамандық - Профессия» (Профориентационное
воспитание: понятие о видах профессиональной деятельности, определение своего выбора в мире профессии для самореализации себя в жизни и возможности принести
пользу для своей Родины и народу).
Седьмая ступень. 11 кл. - «Үндестік Гармония» (Эстетическое, гуманистическое воспитание: развитие эстетических
чувств; понятие о красоте души и тела человека, об уравновешенности и взаимосвязанности явлений в жизни; понятие об экосистеме и т.п.).
По всем видам семи аспектов (лучей) - в течение всего учебного года проводятся декады и месячники.
Внедряя в практику
сию теоретическую базу, я с каждым годом стал замечать повышение интереса детей к работе ДО. Тот радостный блеск в глазах детей, который я увидел в
Новорыбинской ДО, я увидел и в наших детях.
P. S.
...Третий год я работаю по программе нового республиканского пионерского движения «Жулдыз» в Аккольском районе. За эти годы работы я старался
повысить интерес педагогов к необходимости развития ДО в школах, как самой современной, самосовершенствующейся и преуспевающей воспитательной системы в
школе. Я выступал на районных семинарах, на августовской конференции учителей, публиковался в газетах и журналах но, к сожалению, в глазах слушающих я видел
равнодушие к данному вопросу.
В течение этих трех лет мне удавалось находить большее
понимание и интерес к данной работе в детях, нежели во взрослых зажечь огоньки. Чтобы детские организации заработали во многих школах, может быть, следует
повысить процент оплаты классных руководителей в тех школах, где ведется работа ДО?
Свой очерк я заканчиваю
словами поэта А.Я. Яшина: «Спешите делать добрые дела».