Перейти в форум
 
 

Главная страница - Журнал "Жасstаr"

Журнал "Жасstar"

Практика. Опыт. Проблемы

Через тернии к созвездию «Жулдыз»

Айтмагамбетов  Дарахан, зам. директора по воспитательной части Кенесской СШ, организатор ДО "Ата-мура" (Аккольский р-н, Акмолинская обл.)

Рейтингирование, как метод стимуляции работы детской организации в школе.


(Научно-методическая разработка с лирическими отступлениями).


Слово «рейтинг» в наше время знакомо всем.

С тех пор как «канула в лету» советская эпоха, страны, входившие в состав Союза, стали развиваться по новому руслу, основами которого стал переход от старой авторитарной системы правления с отгороженной от другого мира экономикой к рыночной экономике «пресловутых капстран».

Хоть как ни крути, а история - «наука капризная» - нельзя предугадать её,и она может выдать повороты на все 180° градусов. Сложенные десятилетиями стереотипы, менталитеты людей стали ломаться. Общество вынуждено была приспосабливаться к новому времени. В это трудное время часть общества приспособилась и оценила новые преимущества нового времени, часть же духовно сломалась.

Постсоветские страны, прежде жившие в одном русле, разъединились и выбрали свои пути развития. Одни начали развитие «с чистого листа», внедряя всё новое из опыта передовых стран, как страны Прибалтики. Другие предпочли развитие по приоритету возрождения позабытых в советское время этническо-культурных аспектов, как, например, Туркменистан и Таджикистан. Третьи выбрали «золотую середину», взяв в арсенал развития будущего страны лучшую часть старого и лучшую часть нового. Этот оптимальный выход развития выбрала наша страна, что и привело к тому, что Казахстан является одной из ведущих стран СНГ. Все это благодаря мудрости и высокому интеллекту нашего правителя - Нурсултана Абишевича Назарбаева.

Воспитательная база, начиная с дошкольного образования и заканчивая высшим образованием, раньше курировалась на государственном уровне. Все прекрасно помнят (а многие из вас прошли) идеологически-воспитательную лестницу: октябренок - пионер - комсомолец - коммунист. В старой системе воспитания, на мой взгляд, хорошего было больше, чем плохого. Ребёнок с малых лет воспитывался с четкими целями - всем своим существом стремился к созданию процветающего коммунизма. Это, так называемая коммунистическая утопия, на самом деле имело одну цель - развитие процветающего государства, в конце концов процветающей Отчизны. Все новое - это хорошо забытое старое, а все отличное - это лучшая часть хорошо забытого старого, плюс лучшая часть нового. Почему же выбранный путь развития Казахстана, двигающегося именно по принципу «золотой середины», не может быть и нашим путем развития воспитательной системы в школе? Поэтому, я считаю, что на сегодняшний день детская организация - это оптимальная, самосовершенствующаяся воспитательная система в школе.

Отступление 1.

(«Через тернии к созвездию «Жулдыз», или «Как я создавал ДОО»).

Третий год я работаю над внедрением программы «Жулдыз» в своей школе. Прежде чем начатъ эту трудоемкую и сложную работу (конечно, речь идет не о самой программе, а над внедрением ее в школьную жизнь, где о ней знают понаслышке и внедрять не горят желанием), я ознакомился с соответствующей литературой. В какие школы бы я ни обращался, по поводу ДО, многие имели теорию, а практику нет, или же ДО в редких школах находилась в зачаточном состоянии. Побывав на районном семинаре в Новорыбинской СШ, я воочию убедился, что работа ДО реальна на практике, что она интересна детям не только начального звена, но и среднего, и старшего звена, судя по веселым искоркам в глазах детей, веселому задору и активности юных спикеров и вожатых этой школы. Я ещё больше утвердился в своем дерзком замысле ‑ создания ДО в своей школе, как тогда мне казалось, так как матёрые завучи других школ, с которыми я беседовал на эту тему, сами не брались за столь трудное, по их мнению, дело.

Работу над созданием ДО я начал с разработки её теоретической базы. Название ДО «Ата-мура», что в переводе означает «Наследие дедов», я взял с соображения патриотических чувств. «Вот оно - будущее поколение, вот они - наследие дедов», - думал я, смотря на учеников своей школы, когда они пели Гимн РК на линейке. О таком мирном, свободном времени нашей Родины мечтали веками наши предки. Мы должны быть счастливы, что живём в такое время. Девизом ДО я взял не менее патриотичные слова девиза СДОО «Жулдыз» - «Все наши мысли, знания и дела - для Родины, Добра и Справедливости».

Многое в системе ДО взято с прошлой пионерской организации. Но новое заключается в том, что современное детское движение отличается от пионерского прошлого тем, что инициатива идет здесь не сверху вниз, как было раньше, а снизу вверх, то есть всё идёт от самих детей, от их желаний, мыслей, творчества и фантазии.

Двигателем самосовершенствования является конкуренция. Основой конкуренции, в свою очередь, является её научная систематизация, которая, по моему мнению, зиждется на рейтингировании. Система рейтингирования сегодня встречается везде: в учебной системе в средне‑специальных, высших учебных заведениях, в политической, социально-статистической сфере. Естественно, метод рейтингирования является самостимулятивным методом работы ДО в школе.

Методика рейтингирования была введена мною в 2003-2004 учебном году. За это время она более совершенствовалась и на сегодня является стимулом в учебно-воспитательном процессе школы. Соблюдая методику рейтингирования в школе, дети учатся, участвуют в общественно-культурной, трудовой, спортивной, в интеллектуальной жизни школы в соревновательном характере.

Отступление 2.

Дух лидерства был зажжён, и это уже прогресс. Рейтинговую систему оценок в ДО я наглядно продемонстрировал в выставке «А мы работаем вот так!» в апреле 2005 года в ДОЦе «Жулдыз» поселке Зелёный Бор, где вожатые республики проходили «Школу Вожатского Мастерства». Методика рейтингирования понравилась Е.А. Дмитриенко, автору программы «Жулдыз». В её глазах я заметил тот же огонек, о котором говорил ранее. И тут меня осенило, что именно этот человек и зажёг первый огонь в детских сердцах, претворяя свою новую пионерскую программу «Жулдыз». Именно этот огонь горел в глазах пионеров-патриотов в годы ВОВ, именно этот огонь горел в глазах молодых людей, бросавших всё и ехавших осваиватъ бескрайние степи нашей Родины для освоения целины.

В мае Е.А. Дмитриенко навестила нашу школу. Поговорив о наших проблемах, она посоветовала мне провести районный семинар, где я бы мог поделиться опытом работы организации ДО в школе.

Первое обещание, данное автору программы “Жулдыз” по поводу районного семинара, я выполнил, второе же я выполняю - пишу диссертационную работу на тему “Методика рейтингирования, как самостимуляция работы ДО в школе”.

Структура рейтинговой работы в ДО «Ата-мура».

В нашей детской организации выводятся 2 вида рейтинга: рейтинг по пионерской работе, который выводится раз в четверть; рейтинг «Школьного парламента», который выводится ежемесячно. Оба вида рейтинга оцениваются по пятибалльной шкале.

I. Рейтинг по пионерской работе выводится вожатой и окончательно корректируется старшим вожатым. В этом рейтинге выводятся оценки по следующим видам работ.

1-ая оценка за ведение отрядной папки. Сюда входит оформление отрядной папки, её содержание, правильный порядок её частей. Папка состоит из следующих пунктов: название, девиз, гимн, герб, эмблема ДО «Ата-мура», название, девиз, речёвка, песня отряда, актив отряда: командир отряда, инспектора «Образования», «Культуры», «Здравоохранения», «Труда», «ЗОЖ» (им соответствуют ранее существовавшие: староста, сектор образования, культмассовый сектор, санитар, трудовой сектор, спортивный сектор, редколлегия, цветовод); тетради контроля всех вышеназванных инспекторов; план работы отряда по пионерскому направлению (2 классы - «Семья», 3 классы - «Дружба», 4 классы - «Родная земля», 5-6 классы - «Знания и умения», 7-8 классы - «Увлечения», 9-10 классы - «Профессия», 11 классы - «Гармония»), в котором расписаны 4 вида работ в течение 4-х четвертей.

2-ая оценка за работу по пионерскому направлению. Здесь оценивается своевременное проведение классных часов, внеклассных мероприятий по отрядным пионерским направлениям, то есть было ли оно проведено и есть ли разработка этого мероприятия.

3-ая оценка ставится за ношение атрибутики. 2-4 классы - значки синего цвета с желтой звёздочкой; 5-7 классы - голубые пионерские галстуки; 8 класс - значки с семиконечной звездой; 9-11 классы - бейджики голубого цвета с надписью названия старшей группы «Мирас».

4-ая оценка ставится за участие детей в «Тимуровской работе». Эта оценка ставится отрядам с 7 по 11 классы. Еженедельно по субботам после 3 урока с каждого отряда 1-2 ученика по своему желанию оказывают различную помощь нуждающимся одиноким престарелым людям, ветеранам ВОВ.

Все четыре оценки в итоге суммируются и делятся на четыре, то есть выводится средняя арифметическая итоговая оценка.

II. Рейтинг кабинета министров «Школьного парламента». Ежемесячно в каждом из отрядов работают 5 инспекторов, они агитируют свою деятельность, контролируют и выводят оценки каждому члену отряда в своих тетрадях. Ежемесячно каждый из министров проверяет отрядных инспекторов по следующим критериям их работ:

1) Министр «Образования» курирует и оценивает следующие виды работ инспекторов: ведение контроля, успеваемость по точным наукам, по естественным наукам, по гуманитарным наукам, участие в предметных неделях и посещаемость. Суммируя 6 оценок, выводит итоговую оценку.

2) Министр «Культуры» курирует и оценивает следующие виды работ: агитационная работа, ведение контроля, внешний вид, поведение на уроках, на перемене и т.д., участие в общешкольных мероприятиях. В конце также выводит итоговую оценку.

3) Министр «Здравоохранения» курирует и оценивает следующие виды работ: агитационная работа, ведение тетрадей, санпосты: а) санитарный вид учащихся; б) санитарное состояние классных комнат и проведение уборок в классных комнатах. В конце также выводит итоговую оценку.

4) Министр «Труда» курирует и оценивает следующие виды работ: ведение тетрадей, агитационная работа, участие в общественно-трудовых мероприятиях, деятельность на уроках труда. В итоге выводит общую оценку.

5) Министр «ЗОЖ» курирует и оценивает следующие виды работ: агитационная работа, участие в спортивных мероприятиях, деятельность учащихся на уроках физры, вредные привычки. В конце также выводит итоговую оценку.

По итогам всех общих баллов 5-ти министров Президент «Школьного парламента» выводит общий ежемесячный Рейтинг.

В ежемесячный Рейтинг выставляются оценки по следующим пунктам: образование, здравоохранение, труд, культура, ЗОЖ, посещение и «Ата-мура» (пионерская работа). В итоге выводятся конечный общий балл. На классных уголках ежемесячно клеются звездочки. От 5 до 4,5 - красная звезда, от 4,4 до 3,5 - жёлтая звезда, от 3,4 до 2,5 - синяя звезда, ниже 2,5 - черная. Таким образом, вся учебно-воспитательная работа учащихся в школе оценивается вплоть до мелочей. Учащиеся постепенно начинают понимать, что быть худшими непрестижно и даже стыдно. В них загорается соревновательный дух лидерства во всем.

Работа по семи аспектам (лучам) программы «Жулдыз» в нашей школе идет своеобразно.

Каждый отряд (класс) в течение учебного года работает по одному пионерскому направлению (лучу). Получается так, что каждый ученик проходит лестницу из семи ступеней ДО «Ата-мура».

Первая ступень. 2 кл. - «Жанұя - Семья» (Нравственное воспитание: знание своей родословной до семи колен, знание членов семьи и родственников, регламент отношений между родственниками, желание продолжить профессиональную династию и т.п.).

Вторая ступень. 3 кл. - «Достар - Друзья» (Коммуникативное, нравственное воспитание: понимание понятия дружбы, умение входить в контакт с разными людьми для дальнейших доброжелательных отношений с ними, приобретение друзей с детства и т. п.).

Третья ступень. 4 кл. - «Туған жер - Родная земля» (Патриотическое, экологическое воспитание: любовь к родной земле, гордость за неё; понятия о патриотическом долге перед родной землей, народом, селом, городом, родителями; понятие того, что любовь к Родине невозможна без бережного отношения к ее природным богатствам).

Четвертая ступень. 5-6 кл. - «Білім мен Іскерлік - Знания и умения» (Познавательно-интеллектуальное воспитание: развитие понимания того, что знания и умения - фундамент для достойной и успешной будущей жизни; развитие стремления детей участвовать в предметных неделях , декадах и олимпиадах и т.п.).

Пятая ступень. 7-8 кл. - «Құштарлық - Увлечения» (Коммуникативное, профориентационное и трудовое воспитание: постепенное развитие самостоятельности детей при организации внеклассных мероприятий; выявление способностей учащихся для дальнейшего определения учебного профиля и уклона в старших классах).

Шестая ступень. 9-10 кл. - «Кәсіп. Мамандық - Профессия» (Профориентационное воспитание: понятие о видах профессиональной деятельности, определение своего выбора в мире профессии для самореализации себя в жизни и возможности принести пользу для своей Родины и народу).
Седьмая ступень. 11 кл. - «Үндестік Гармония» (Эстетическое, гуманистическое воспитание: развитие эстетических чувств; понятие о красоте души и тела человека, об уравновешенности и взаимосвязанности явлений в жизни; понятие об экосистеме и т.п.).

По всем видам семи аспектов (лучей) - в течение всего учебного года проводятся декады и месячники.

Внедряя в практику сию теоретическую базу, я с каждым годом стал замечать повышение интереса детей к работе ДО. Тот радостный блеск в глазах детей, который я увидел в Новорыбинской ДО, я увидел и в наших детях.

P. S.

...Третий год я работаю по программе нового республиканского пионерского движения «Жулдыз» в Аккольском районе. За эти годы работы я старался повысить интерес педагогов к необходимости развития ДО в школах, как самой современной, самосовершенствующейся и преуспевающей воспитательной системы в школе. Я выступал на районных семинарах, на августовской конференции учителей, публиковался в газетах и журналах но, к сожалению, в глазах слушающих я видел равнодушие к данному вопросу.

В течение этих трех лет мне удавалось находить большее понимание и интерес к данной работе в детях, нежели во взрослых зажечь огоньки. Чтобы детские организации заработали во многих школах, может быть, следует повысить процент оплаты классных руководителей в тех школах, где ведется работа ДО?

Свой очерк я заканчиваю словами поэта А.Я. Яшина: «Спешите делать добрые дела».

Журнал "Жасstar", № 1 (7), март 2006 г.


[ Вернуться к содержанию ]

Дархан Айтмагамбетов, зам. директора по воспитательной части Кенесской СШ, организатор ДО «Ата-мура» (Аккольский р-н, Акмолинская область)

«Дорогие коллеги, дорогое районное начальство, политики и министры, потенциальные спонсоры! Обратите внимание, окажите содействие в развитии нового казахстанского пионерского движения!»

Бахытжан Рамазанов, Президент ДО «Ата-мура»

«Моё мнение к системе «Школьного парламента» и всего СДОО «Жулдыз» таково: во-первых, школьники самостоятельно научатся вести свои дела; во-вторых, дети чувствуют себя более взрослыми; в-третьих, мы облегчаем работу классных руководителей; в-четвертых, учеба и вся школьная жизнь становится интересней, так как все отряды и команды соревнуются между собой за лучшие результаты».

Индира Нуралина, ученица 6 кл. Кенесской СШ

«Мне очень нравится наша школа и особенно ДО «Ата-мура». Ведь эта организация помогает школе и борется за то, чтобы ученикам нашей школы было лучше и веселей. Я тоже хочу внести вклад в процветание школы, потому что очень люблю ее и горжусь ею!».

Динара Нургалиева, ученица 9 кл. Кенесской СШ

«Мое мнение о нашем ДО: я думаю, что благодаря этой организации мы научимся сами находить выходы из трудных ситуаций. Ребята могут свободно высказывать свои мнения, добиваться исполнения задуманного, а главное ‑ все идеи исходят от нас самих».

Айнагуль Омарова, ученица 8 кл. Кенесской СШ

«Я думаю, что с появлением пионерской работы в нашей школе все изменилось в лучшую сторону. Дети в классах-отрядах стали более дружней. Они сплотились для достижения лучших результатов в Рейтинге. Рейтинг стал нашим стимулом».

Диана Ильясова, ученица 9 кл. Кенесскоц СШ

«Я являюсь Министром здравоохранения «Школьного парламента». Работаю с 2004 года. Работа в нашей организации мне очень нравится ‑ она интересная!».

НОВЫЙ НОМЕР

№1-2 (51-52) 2017

Архив номеров

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Перейти в фотогалерею

 

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

Просмотреть мероприятия

ПОИСК ПО САЙТУ



 

© 2006 – 2019 Республиканский Союз детских общественных организаций Казахстана «Жулдыз».
Адрес: Республика Казахстан, г. Кошектау, ул. Абая, 112 а, офис 207 (2 этаж). Телефоны: 8 (7162) 502591, 721226, e-mail: sdoozhuldyz@mail.ru
При перепечатке материалов ссылка на источник обязательна. Авторы Интернет-проекта www.zhuldyz.kz: Данил Конищев, Лидия Тришечкина, web: Муратбек Жусупеков.
Авторская группа DALI

Перейти на главную страницу Перейти в форум